Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете земля, 2004
Очерк 4 О сущности интеллекта: особой космофизической форме живого вещества на планете Земля Вопросы сущности интеллекта как особой космофизической формы живого вещества на планете Земля, его возникновения и эволюции требуют глубокого ис- торического анализа. Насколько спонтанно складывались первичные «интеллек- туальные пятна» и космоголографические фракталы в родовых системах протого- минид в северном, южном полушариях и на других географических площадках планеты? Или это был заданный процесс, как бы предусмотренный в информаци- онном потоке интеллектуального космического пространства? Эта проблема осо- бо актуальна потому, что периоды просвещения, взрывов пассионарности куль- турных, духовных, социальных институтов, как это показано A.JT. Чижевским [1924], JI.H. Гумилевым [1989] и др., сопряжены с разнообразными циклами кос- мического пространства, включая и макрофлюктуации, которые недавно были от- крыты С.Э. Шнолем [2001]. Можно сказать, что ренессанс — эпоха просвеще- ния —формируется из востребованности обществом взлета интеллекта, культуры, духовности личных отношений, здоровья, семейного института, смены поколе- ний — это волнообразный процесс, который не вписывается в известные цикли- ческие процессы. Социальная цикличность в целом уже достаточно хорошо из- вестна, и перед наукой встает задача выявления механизмов взаимосвязей в этой цикличности. Возможно, что феномены импринтирования, которые были описа- ны в работах МНИИКА и лаборатории гелиоклиматопатологии НЦ КЭМ СО РАМН [Казначеев В.П. и др., 1985; Трофимов А.В., 2001], в какой-то мере отража- ют некоторые детали этих малоизученных механизмов. Если само общество сей- час не вписывается в такой цикл и уходит все больше и больше в рыночные систе- мы, то потребность в эпохе возрождения и просвещенности может и должна вы- двигаться отдельными личностями. Эти личности скорее всего формируют свой взгляд не в центральных районах России и не в столицах (по отношению к Моск- ве), а на периферии. Мы знаем такие центры и таких людей в России, но их оди- ночная, возвышенная пассионарность не воспринимается обществом, т.е. объеди- ненный социально-семантический «фрактал» интеллекта общества как бы не го- тов войти в волну восприятия эпохи просвещения XXI в. Эта очень серьезная проблема относится к управлению государством, потому что государство является только инструментарием, участвующим в ор- ганизации естественно-природной, социальной цикличности современного общества в космополитическом пространстве планеты. Если в системы жизне- обеспечения не будут введены новые космопсихологические оценки объедине- ний, то останутся неясными подлинные механизмы образования девиантных, аномальных групп, сект, терроризма и т.д. Через неточное понимание природы интеллекта мы сталкиваемся с труд- ностями в борьбе против последствий перестройки, «болезни» российской на- ции, в которой сами соучаствуем и сами являемся, по существу, ее жертвами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2