Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете земля, 2004
истории человечества. Представить единую системологическую конструкцию очень сложно: каждый пункт дискуссионен, а объединение многих дискуссий было бы крайне искусственным. Итак, перед читателем — отдельные очерки как введение в понятие интеллекта и его «археологии». В современном гуманитарном мире — литературном, искусствоведческом, духовном, психологическом и психолингвистическом — интеллект расценива- ется как некая высшая форма восходящей эволюции живого вещества на пла- нете Земля, завершающаяся, по официальным литературным данным, появле- нием 40-50 тыс. лет назад Homo sapiens. Такова общая позиция. Можно привес- ти большое количество работ, которые утверждают это и имеют серьезные научные и естественно-природные документальные вещественные доказатель- ства. Однако надо задуматься и над целым рядом противоречий, которые есть в современной научной литературе и позволяют сформулировать новый взгляд на проблему эволюции интеллекта. Интеллект — это совокупность отражения в нашем сознании современного этапа эволюции живого вещества и самой планеты, причем эволюции, отра- жающей саму себя (таково наше представление об интеллекте). «Археология» интеллекта позволяет поставить вопрос: какие же наиболее глубинные меха- низмы и этажи были на заре появления интеллекта как планетного феномена и как он потом деформировался и развивался. По нашему мнению, появление интеллекта на базе тех рефлекторных инстинктивных процессов, которые хорошо известны у млекопитающих и их высших форм — обезьян, недоказа- тельно, предварительно, как и предположение о роли знаковой, информацион- ной формы движений и элементов памяти с инициативным мышлением и воз- никновением семантических полей, хотя это и хорошо описано в отечествен- ной литературе (работы В.В. Налимова [1993], М.М. Бахтина [1995], JI.C. Выгодского [1983] и др.). Так ли это? Когда мы говорим об археологии, то допускаем, что, как в памятниках культуры, которые изучаются с помощью раскопок, исследований материальных, рукописных и других объектов, имею- щих неожиданные результаты, выявляются, например, лунные, космические календари, датируемые 20-30 тыс. лет до н.э. (имеются в виду сибирские архео- логические исследования школы А.П. Окладникова и его последователей), так и в «археологии» интеллекта, необходимо изучать те первоначальные звенья, которые делали интеллект перспективным инструментом, принципиально но- вым на Земле механизмом. Возникает очень важный вопрос: можно ли считать интеллект отражением эволюции в самой себе? Это значит, что главный ход эволюции (не только фи- зический и астрофизический) допустимо считать естественно-природным яв- лением, подобно таким явлениям, как звездные миры, космические потоки, сопровождающие появление и исчезновение звездных скоплений, формирова- ние галактик, планетных систем, планеты Земля, а на ней — разнообразных геологических, термодинамических планетарных особенностей, включая элек- тромагнитные и другие поля, вращение, т.е. механику, и т.д. Является ли ин- теллект как процесс самоотражения эволюции живым веществом на Земле, особым социальным психофизиологическим феноменом, надстройкой к фун- даментальной эволюции колоссального, компьютерного, межнейронного ме-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2