Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете земля, 2004
вых структур, то в этом отношении финализм, возможно, близок к истине. Если же интеллектуальные «пятна» на планете Земля формировались как след- ствие полевых форм разума Космоса в белково-нуклеиновых структурах прото- гоминид и, возможно, других животных организмов, то дальнейшее их объеди- нение в точке Омеги, или в точке Н. Федорова, характеризуется дальнейшим шагом по вовлечению планетарных фракталов в космическое интеллектуальное пространство, в динамически развивающийся Универсум, о котором уже гово- рилось. Напомним слова Т. де Шардена из его книги «Феномен человека» [1987, с. 294]: «В масштабах космического усложнения не только сознания сопротя- женно универсуму, но и универсум в виде мысли в полосе высшей интерьериза- ции приобретает равновесие и устойчивость» [с. 294]. По-видимому, и Шарден мыслит, с одной стороны, в пределах антропоморфности самого человека на по- верхности Земли, с другой стороны, он пытается объединить эволюцию антро- поморфного разума с космическим разумом и перевести его в динамику эволю- ции Универсума, а точка Омеги — лишь только кажущийся финал, так же как финал в идее ноосферы, пневматосферы. Таким образом, на планете Земля сего- дня совершается скачок, переход от нашего доминирующего антропоморфного представления о разуме, от знаний, которые мы приобрели в течение последних веков в области физических исследований, к попыткам войти в природу самого космического живого вещества, его интеллекта и увидеть себя как частицу этого разума с позиции познания живого и тех пространств, о которых мы говорили, попытаться увидеть новое в эволюции состояний косного вещества. Этот другой аспект и дальнейшая космопланетарная эволюция, в соответствии с антропным принципом К.Э. Циолковского, нам представляется наиболее вероятной и важ- ной реалией для обсуждения перспективы выживания человечества, природы живого вещества и природы нашего интеллекта как части космического разума. Н.Н. Моисеев [1982] подчеркивал: «Я не раз обращал внимание на то, что в современных условиях человечество в целом представляет собой организм, по- скольку у него имеются присущие ему цели — сохранение собственной стабиль- ности — и возможности для достижения этих целей». Сегодня мы можем про- должить его мысли о том, что собственная стабильность, которая формируется в понятии «стабилити» того развития, где, по существу, отсутствует дальнейший эволюционный интеграл и не предусматривается постоянное развитие устойчи- вой неравновесности, требует дополняющего уточнения. Если человечество бу- дет двигаться путем сохранения собственной стабильности, то это и приведет к многополюсным противоречиям цивилизаций, к развитию гетеротрофное™, о которой говорилось выше, и человечество, по существу, самоликвидируется. По- этому движение через «точку Омеги», через «точку Н. Федорова», объединение человечества с космическим сознанием, а значит, проникновение в сущность ав- тотрофной природы клетки, биосферы, природы живого вещества в целом и особенно интеллекта является тем следующим шагом перехода от биогеохимиче- ской парадигмы к парадигме космогеобиофизической, к представлениям о тех или иных диссимметричных пространствах. Таким образом, сохранение не толь- ко белково-нуклеинового субстрата жизни и единства человечества не только в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2