Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете земля, 2004

ния, памяти на основе уже сложившихся ранее нейрональных белково-нуклеи- новых механизмов (рефлекторная, ассоциативная деятельность высших живот- ных). Постепенно развивается речевая (словесная) система информации и, наконец, возникают семантические поля [Шлегель Ф., 1983]. Прежние полевые кооперативные формы не исчезают, но они затормаживаются. У большинства индивидуумов появляются механизмы «полевого иммуни- тета», и на протяжении социальной эволюции отдельные особи сохраняют эти свойства — они-то и становятся важнейшим интегральным звеном дальнейшей эволюции. Впоследствии их деятельность осуществляется в рамках религиоз- ных движений и институтов. Первые контакты с биосферой (ее полевыми орга- низациями) через выделение доминирующего в данном биотопе вида живого вещества (животное, птица, дерево и др.) были, видимо, важнейшим адаптив- ным приемом. Выделение такого «посредника» между полевыми интеллекту- альными формами и биосферными полями в литературе получило название «тотема» и ошибочно было отнесено к институту примитивных религий. На са- мом же деле это был особый период биосферно-экологической адаптации интеллектуальных образований на планете. И сегодня у некоторых людей со- хранилась способность взаимодействовать с биосферными полями, их различ- ными формами (с животными, растениями, птицами, микроорганизмами), об- щаться с живым пространством и его интеллектуальными потоками. Важно подчеркнуть, что в космопланетарных масштабах эволюция живого интеллек- туального вещества на планете Земля не отражает прогрессивных тенденций: появление семантического интеллектуального инструментария относительно первичных форм интеллекта живого пространства было процессом адаптивно- го упрощения. Этот механизм и породил то, что мы называем личностью, он существенно изолировал индивидуума в общей динамике планетарного интел- лектуального потока. В свете сказанного необходимо вернуться к проблемам филоонтогенеза и закону Мюллера — Геккеля, фундаментальная основа которого все еще скрыта за его общей идеей [Северцов А.Н., 1939]. Если принять гипотезу первичной полевой (солитонно-голографической) природы интеллекта человека и челове- чества, с последующим эволюционным «замещением» ее знаковыми семанти- ческими полями (по В.В. Налимову) и речевым инструментарием, то каждый из нас после оплодотворения в эмбриональном, постнатальном и дальнейшем развитии проходит через этапы «геокосмического филогенеза», постепенно от- крывая для себя мир семантического пространства, речи, словесного мышле- ния и логики. Мир вещей, окружение, взаимодействие объекта и субъекта ме- няются. Нужно согласиться с утверждением К. Юнга [1994], что термин «либидо» (libido) означает желание, вожделение. Не является ли это вожделение (как и понятие воли А. Шопенгауэра) проявлением «возбужденного» геокосмического инструментария в ограничивающем его земном семантическом пространстве? Такое свойство может и окрылять пассионарную личность, и приводить ее к аномальному поведению. Изложенная гипотеза эволюции интеллектуальной формы живого вещест- ва на планете Земля, явившись рабочим материалом для дальнейших исследо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2