Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете земля, 2004

15.1. Эволюция или коэволюция? Эта проблема ставится давно. Еще в 1928 г. В.И. Вернадский в докладе «О задачах и организации прикладной научной работы Академии наук СССР» [1928] писал, что «дело идет не о проблемах теоретического знания, не о иска- ниях научной истины, связанных с единой научной картиной Космоса, охва- ченной человеческим разумом и неизбежно охватываемой параметрами логи- ки, но о научной организации прикладного знания, отвечающего на запросы окружающей жизни, охваченного ее логикой». Далее автор подчеркивает: «Логика жизни и логика разума различны». Это указание, или, если хотите, за- вещание выдающегося естествоиспытателя, чрезвычайно актуально сегодня, поскольку логика науки, изучающей мир с помощью приборов, нередко при- нимается экономическими и политическими силами как истинная логика при- родного процесса. Между тем в самой науке начинают утверждаться несколько иные взгляды и положения. Так, на обложке капитального труда Р. Риклефса «Основы обшей экологии» [1979] можно прочитать: «Если мы хотим достичь какого-то согласия с природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия...». На первое место при этом выступает пожелание жить в согласии с природой; идея существования в подчинении ее законам. Близкие идеи можно обнару- жить и в книге Ю. Одума [1975], которая получила широкое распространение в нашей стране. В разделе «Популяционная экология человека» автор пишет: «Полное доминирование над природой, вероятно, невозможно; оно не было бы ни прочным, ни стабильным, так как человек — очень «зависимый» гетеро- троф, который занимает очень «высокое» место в пищевой цепи. Было бы го- раздо лучше, если бы человек понял, что существует некая желательная степень экологической зависимости, при которой он должен разделять мир со многими другими организмами, вместо того чтобы смотреть на каждый квадратный сан- тиметр, как на возможный источник пищи и благосостояния и как на место, на котором можно соорудить что-нибудь искусственное». По мысли Ю. Одума, человек должен исповедовать идею определенного согласия с природой, но с учетом биосферного баланса пищевых ресурсов. Близкие идеи можно найти в книге «Энергетический баланс человека и природы» [Одум Г., Одум Э., 1978] и в работе «До того, как умрет природа» [Дорст Ж., 1968]. На обложке последней книги автор приводит высказывание Гете: «Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; ошибки же и заблуждения исходят от людей». Многочисленные научные публикации сегодня завершаются идеей коэво- люции, которая появилась в отечественной литературе в работах И.Т. Фролова [1986] и Н.Н. Моисеева [1990]. В недавно вышедшей книге «Н.В. Тимофеев-Ре- совский: Биосферные раздумья» печатаются интересные статьи крупного био- лога, одного из основоположников генетической школы нашей страны [Тюрю- канов А.Н., Федоров В.М., 1996]. В них, по существу, тоже обозначается пози- ция предсказания коэволюции. Однако, по нашему мнению, идея коэволюции не утвердится в будущем. Например, пассажир в лайнере не может «коэволю- ционировать с лайнером». Сама эта идея кажется нереальной. Как летчик в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2