Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете земля, 2004
тов показывают, что организующее начало, которое вносит активное свойство времени, оказывает на системы влияние очень малое в сравнении с обычным разрушающим ходом их развития, но будучи малым, оно в природе рассеяно всюду и поэтому необходима только возможность его накопления, подобная той, при которой малые капли воды, падающие на обширные области, поддер- живают непрерывное течение могучих речных потоков. Такая возможность осуществляется в организмах, поскольку их жизнедеятельность противодейст- вует обычному ходу разрушения времени, способность организма сохранять и накапливать это противодействие, вероятно, и определяет великую роль био- сферы в жизни Земли. ... Для Земли же это творческое начало, которое несет время, проходит потоком лучистой энергии солнца. Таким образом, солнце и звезды необходимы для осуществления гармонии жизни и смерти и в этом, ве- роятно, главное значение звезд во Вселенной. Глубокую мысль приобретают слова Платона в «Тимее»: «Эти звезды назначены участвовать в устроении вре- мени, но к этому надо добавить, что и время участвует в устроении звезд». Заканчивая этот раздел, важно подчеркнуть, что происходит постепенное слияние естественно-природных процессов в микро-, макрокосмосе, которые мы реализуем, называя их материальными, физическими и т.д., с гуманитар- ным аксеологическим принципом изучения природы нашего интеллекта. Ин- теллект из внешнего фактора все больше превращается в фактор космоплане- тарный, идет связывание гуманитарно-идеалистического процесса мышления с нашей строго индивидуальной и общественной психологией, с естествен- но-природными космопланетарными процессами. Плотность биологического времени, плотность нашего интеллекта, его век- тора и симметрии являются важными проблемами, обеспечивающими решения задач сохранения здоровья сегодня, сохранения будущих поколений и понима- ния катастрофизма, отражающего еще неизвестный для нас голос космического разума. Известны попытки некоторых современных физиков сохранить прежние каноны, отринуть идеи Л.Н. Гумилева, Н.А. Козырева, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского и многих других и поместить их в лоно «лженауки», т.е. в «тюрьму» для грешников прошлой веры. По средневековым понятиям они долж- ны быть сожжены, это новая физикалистская инквизиция XXI в. Вспомним, чем закончились идеи первопроходцев в средние века. Их идеи оказались реальны- ми, правильными и были использованы последующими поколениями в жизни и науке. В XXI в. мы обязаны продолжить труднейшую, порой опасную линию, которая честна, благородна и продолжает прогрессивные тенденции отечествен- ного космизма. Конечно, еще очень много неясного, спорного, но ведь извест- но, что в спорах, в исследованиях и фактах рождается истина. Мы полагаем, что внедряясь в дленность времени, дленность нашего сознания, в его конструкцию, в «пространство Эйнштейна — Минковского» и дальше в «пространство Козы- рева», мы только начинаем понимать, какое это сильное средство для сохране- ния здоровья, лечения, профилактики. Овладение дленностью может создать но- вую научную базу для эволюционной геронтологии, для сохранения индивиду- альной и общественной жизни. Эта же база, по-видимому, будет применена для анализа социальных систем цивилизаций, о чем говорили Петерим Сорокин [1992], Л.Н. Гумилев [1989]. Многие наши работы посвящены именно этой проблеме.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2