Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете земля, 2004

Между тем понимание нашего здоровья, выживания, природы биосферы, планеты, Космоса все больше и больше захлебывается в этом физиколизме, так как он неминуемо ведет к глобальной катастрофе. Мы не можем понять нарас- тающую эпоху катастрофизма и вернуться к идеям Кювье. Все это расчленяет наше понятие о мире, о планете, о свойствах живого вещества и затуманивает наше жизненно-философское миропредставление. В настоящем очерке мы обсудим проблему времени, которой наши космо- логи (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский) уделяли большое внимание. В тру- дах В.И. Вернадского [1975] этому посвящается целый раздел «Проблемы вре- мени в современной науке». Важно начать с того, что В.И. Вернадский подчер- кивает роль нашего научного сознания. Научную мысль он рассматривает как естественно-природное планетное явление. Говоря о сознании и нашем интел- лекте, он пишет, что «научная мысль, сама являясь частью жизни, обладает в этой области такой мощью проникновения в окружающее, какой она не имеет в далеких от организмов проявлениях мира. Возможно, что и там нет абсолют- ной неизменности, она лишь временно скрыта от нашего аппарата познания, но в пределах солнечной системы, а по-видимому, и Галактики она есть» (с. 29). В.И. Вернадский подчеркивает, что природа нашей научной мысли и приро- да интеллекта, выражая космическое естественно-природное свойство, нераз- рывно связана с неизвестными нам сегодня свойствами космического простран- ства. Он допускает, что мысль есть проявление этого свойства космоса и космо- планетарное явление, а мы только фокусируем, несем в себе это свойство, пока еще выражая его в некой эмпиричности. В.И. Вернадский делает попытку про- вести мост между нашим интеллектуальным процессом освоения мира, взаим- ным проникновением отраженного мира в наше сознание и сознания в этот мир. Он возвращает нас к работам А. Бергсона: «В русском языке можно выделить этот акцент А. Бергсона как "дление", связанное не только с умственным про- цессом, но и с процессом жизни, выражаемое отдельным словом для отличия от обыкновенного времени физика, определяемого не реальным однозначным про- цессом, идущим в мире, а движением» ... «Дление характерно и ярко проявляет- ся в нашем сознании, но его же мы можем, по-видимому, логически правильно переносить ко всему времени жизни и к бренности атома. "Дление" — брен- ность в ее проявлении геометрически выражается полярным вектором, одно- значным с временем энтропии, но от него отличным» [Вернадский В.И., 1975, с. 44]. Таким образом, В.И. Вернадский ставит вопрос понимания времени в ас- пекте развития идей Фарадея, наполняя космофизический мир эфиром и связы- вая симметрию и дисимметрию с понятием «дления». «Дление» — это естествен- но-природное свойство, оно и физическое, и атомное, но оно и наше интеллек- туальное, а какова разница или связь «дления» нашего интеллекта с «длением» естественно-окружающего нас мира, живым веществом — это и есть проблема XXI в. О природе живого вещества, дисимметрии, интеллекте мы уже говорили. Коснемся вопросов о пространстве и времени в свете работ В.Н. Козырева. Итак, в основу берем «дление». Н.А. Козырев, анализируя весь процесс кос- могенеза, показывает, что существующие в Космосе активные механизмы де- струкции или, наоборот, структурирования, т.е. энтропийные или негэнтропий-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2