Адаптация и конституция человека, 1986

признаки нарастающей функциональной асимметрии, эк- стравертированности. Юноши, студенты I курса педаго- гического института, имеющие I тип функциональной Кон- ституции, как и девушки I типа, обладают сильным, но уравновешенным типом нервной системы, по чертам темперамента приближаясь к сангвиническому. Они так- же упорны в достижении своей цели, но больше внимания обращают на другие, не связанные непосредственно с учебой сферы жизни, в частности на укрепление своего здоровья. Они имеют наименьший процент обращений за специализированной, поликлинической, медицинской по- мощью; достаточно часто переключают свое внимание с одних видов раздражителей на другие, так как активно за- нимаются спортом; отдают много свободного времени об- щественной работе. Юноши I типа конституции хорошо выдерживают многочисленные учебные, бытовые, спор- тивные нагрузки за счет постепенного увеличения общего уровня невротизации, особенно возрастающего в конце учебного года, отличаются чертами ярко выраженной экстра- и амбивертированности. В чертах характера студенток обследуемой группы II типа конституции отчетливо проявляются черты сла- бого типа высшей нервной деятельности с признаками меланхолического темперамента. Не имея достаточного упорства в овладении необходимым комплексом знаний, они обучаются в вузе с достаточной долей напряжения. К концу учебного года у них отмечаются значительное снижение общей работоспособности, нарастание функци- ональной асимметрии, плохой результат ответа на дози- рованные физические нагрузки. У этого контингента сту- денток преобладают черты отчетливой интравертирован- ности, сниженной коммуникабельности, легкой ранимости встречаемыми трудностями. Юноши II типа конституции отличаются чертами флегматического темперамента, при- знаками сильного, инертного типа высшей нервной дея- тельности: Об этом свидетельствуют результаты четкого расслоения студентов по интересам. Часть этих ребят за весь период учебы в вузе отдают основные душевные и фи- ческие силы занятияхМ спортом или общественной работе. Оставшиеся, как бы отходя от общественной работы и спорта, стремятся достичь высоких результатов в учебе- Такое расслоение по целевым задачам отмечается только в данной группе учащихся. Здесь определяется примерно равная доля лиц с экстра- и интраверсией, а процент ам- 5* 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2