Адаптация и конституция человека, 1986

ствовавший в тот пери 0 д времени, не позволял рассматри- вать индивид в отрыве от окружающей его среды, порож- дая желание вписать человека в наполненный гармонией мир природы. Делали это несколькими способами. Одни ученые древности искали истоки гармонии мира в челове- ческом теле, другие — в тех отношениях, которые объе- диняли между собой природу и человека. Оценка индиви- дуальности, построенная на этих принципах, позволила создать первые группы конституциональных классифи- каций. Наиболее яркими из них были — аюрведческие типы конституций (ДЕШ): вата, каинха, пита Шйира, 1976], близкие по своему описанию к современным эндо-, экто-, мезоморфным типам конституции [ЗЬеЫоп, 1940]; индийские типы красоты («лани», «газели», «слоноподоб- ные коровы»), упоминаемые П. Д. Горизонтовым и М. Я. Майзелисом [1966]; конституции людей Тибета (мкхриз, рлунг, бад-ган), приведенные в трактате «Джуд- Ши» — перевод П. А. Бадмаева [1898], А. Позднеева [1908]; гуморальные типы Гиппократа [Гиппократ...,- 1936; Ковнер, 1883], Абу Али Ибн-Сины [1980], типы ду- ховной бедности Аль-Газали [1980]. Сохранение значений этих конституциональных типов человека для медицины и биологии на. последующих эта- пах развития человеческого общества было связано с тем, что впервые при помощи эмпирических наблюдений были описаны некоторые группы очень характерных черт строе- ния людей, возникших под непосредственным (прямым) действием естественного отбора и закрепленных в популя- циях. Именно эти типы людей фактически дали возмож- ность использовать понятие конституции на последующих этапах развития биологии и медицины. Дальнейшее усиление интереса исследователей к воп- росам изучения конституции человека было связано с попыткой осмыслить механизм гармонизации отношений природы и человека. Основой для появления подобного желания послужили разительные успехи натурфилосо- фии и математики, давшие миру понятие принципа (пер- воначала) единства живого и неживого, причины —след- ствия, нашедших свое отражение в стихиях, атомах, пер- воэлементах, идеях. Зафиксированные в работах Демо- крита, Аристотеля, Птоломея и других крупных грече- ских и римских философов-ученых, они дали мощный толчок в прогрессивном развитии естествознания, вклю- чая науки о человеке. Благодаря этим работам были под- 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2