Адаптация и конституция человека, 1986
(Р < 0,001). В течение года у девушек I типа конститу- ции синхронно с улучшением времени смешанного поиска улучшились результаты работы с кольцами Ландольта. Ошибки при выполнении последнего теста в начале года составляли 22,41 ± 2,81%, а в конце — только 12,25 ± ± 3,7% {Р < 0,001). Специфика в изменении работы центральной нервной системы у студенток I типа конституции сказывалась на психическом статусе. В начале учебного года в состав рас- сматриваемой группы студенток входило 40% экстравер- тов, 37% интравертов, 23% амбивертов. В середине года число экстравертов возросло до 50%, амбивертов — до 47 % и только 7 % студенток этой группы сохранили черты интравертированности. При дальнейшем наблюдении об- щее число экстравертов продолжало постепенно нарас- тать за счет снижения числа амбивертов, а число интра- вертов как бы стабилизировалось. Указанный сдвиг в сто- рону экстравертированности у девушек I типа конститу- ции сопровождался умныпением их невротизации. При первом обследовании у 60% девушек этой группы фикси- ровались высокие показатели невротизма, у 26% — сред- ние, у 14% — низкие. При повторных наблюдениях ко- личество лиц с высокой степенью невротизации сократи- лось до 36 %, а с низкой степенью невротизма увеличилось до 28%. Полученное в середине учебного года соотношение лиц с разным уровнем невротизма осталось практически неизменным в конце года. Сложная перестройка во взаи- модействии психической и функциональной сфер, которую перенесли девушки I типа конституции в середине учеб- ного года, не могла не сказаться на качестве их учебы. Средний балл по сдаче экзаменов зимней сессии по сравне- нию со студентками II типа конституции был у них. сущест- венно выше и составил 4,056. Как следует из представленных материалов, желатель- но традиционные методы педагогического воздействия на студентов, обучающихся в вузах страны, сочетать с обязательным учетом типа индивидуальной конституции и дифференцированием программ обучения. Имея в виду, что обследуемые нами студенты по-разному реагировали на педагогический процесс в одни и те же сезоны года в за- висимости от пола и типа конституции, можно предпола- гать, что организм юношей I типа конституции более под- готовлен к восприятию программы подготовки специалис- тов, которая сложилась в нашей системе высшего обра- 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2