Адаптация и конституция человека, 1986
Рассматривая две оставшиеся группы студентов (юно- шей с конституцией II типа и девушек I типа), можно от- метить, что по структуре и характеру течения адаптивных- реакций они чем-то походили друг на друга и занимали как бы промежуточное положение между ранее рассмот- ренными группами. У юношей II типа конституции за год учебы в институте улучшились показатели работы го- меостатических систем и повысилась устойчивость к дейст- вию дозированных физических нагрузок. Частота их пуль- са, зафиксированная на высоте дозированной нагрузки, достоверно уменьшалась от начала учебного года к его концу (136,6 ± 5,3 уд./мин — начало года, 131,0 ± ± 7,6 уд./мин — середина, 128,1 ± 1,03 уд./мин — ко- нец года, Р < 0,001). Число пульсовых ударов покоя в положении лежа у этих студентов также достоверно уменьшилось к концу учебного года (72,3 ± 3,48 уд./ /мин — начало года, 73,1 ± 3,5 уд./мин — середина, 62,3 ± 1,46 уд./мин — конец года, Р < 0,001). Полученные результаты свидетельствуют о том, что деятельность сердечно-сосудистой системы студентов II типа конституции в период их учебы в институте имеет положительную динамику. Улучшение в работе этой сис- темы подтверждают данные изменения артериального дав- ления. Так, если в начале года систолическое артериаль- ное давление равнялось 122,2 ± 2,66 мм рт. ст., то в се- редине года оно составило 119,1 ± 2,9 мм рт. ст., а в кон- це учебы опустилось до 115,4 ± 1 , 6 мм рт. ст. (Р < 0,05). Диастолическое давление изменялось соответственно 70,8 ± 2,66 мм рт. ст.— начало года, 69,1 ± 1 , 9 мм рт. ст.— середина, 72,1 ± 1,68 мм рт. ст.— конец года (Р > 0,05). С изменением характера функциональной активности сердечно-сосудистой системы коррелировала динамика перестройки системы дыхания (табл. 14). Из таблицы видно, что к концу учебы на I курсе инсти- тута система дыхания студентов II типа конституции пере- ходит на такой уровень функционирования, который мож- но считать оптимальным для людей с относительно низкой двигательной активностью. Обращают на себя внимание незначительные изменения в системе дыхания к середине года и резкое улучшение показателей деятельности этой системы в конце учебного года. Динамика изменения функ- циональной активности системы дыхания в течение года свидетельствует о наиболее существенных изменениях вен- тиляционных, а не емкостных показателей. Это происхо- 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2