Адаптация и конституция человека, 1986
формулы у девушек разных типов не имел достоверных различий. Выводы, сделанные при оценке работы гомеостатиче- ских систем студентов-первокурсников разных типов кон- ституции, подтверждаются реакциями обследуемых на дозированные физические нагрузки. Результаты, полу- ченные при дозированных нагрузках (степэргометрия по И. В. Аулику [1979]), представлены в табл. 10. Реакция юношей обоих типов конституции (по сравнению с девуш- ками) на дозированную физическую нагрузку отличается большим совершенством. Большая выносливость юношей I типа конституции указывает на их лучшую физическую подготовленность по сравнению с юношами II типа. Полученный результат указывает на то, что, вероятно, двигательная активность студентов I типа конституции была интенсивнее по срав- нению со студентами II типа: Ответные реакции на дозированные нагрузки у де- вушек I и II типов конституции не выявили существенной разницы в их физической подготовленности, которая у них была существенно хуже даже по сравнению с юношами II типа конституции. Тем не менее в динамике течения вос- становительных реакций между девушками I и II типов конституции отмечается достоверная разница. Студентки I типа значительно быстрее мобилизуют реакции восста- новления функциональных резервов гомеостатических систем. Схожесть в быстроте течения восстановительных реак- ций юношей и девушек I типа конституции, вероятно, не случайна, и указывает на какие-то-глубинные, генетиче- ские особенности представителей этого типа конституции. Сделанный вывод позволил предположить, что многократ- ное обследование этого контингента людей в течение года поможет выявить эти особенности более рельефно. Годич- ные наблюдения проводились нами за 20 юношами I типа конституции, 22 юношаяги II типа, 30 девушками I типа конституции и 18 девушками II типа. Характер исследо- ваний позволил проследить особенности реагирования каждой группы обследуемых на учебно-педагогический процесс. По данным динамических наблюдений, юноши I типа конституции наиболее легко входят в учебный про- цесс, существенно улучшая некоторые функциональные показатели в конце учебного года (нарастает мышечная масса кистей рук: сила правой кисти в начале года состав- 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2