Адаптация и конституция человека, 1986
ного заведения определяется четырьмя основными труп нами факторов. 1. Отношением студентов к выбранной профессии или профессиональной заинтересованностью в работе (любит и желает работать в данной области знаний; желает узнать особенности профессии и в общем овладеть ею для общего развития; учится ради получения диплома по модной про- фессии и т. д.), о которых писали в своих работах некото- рые авторы [Дмитриева, 1971; Баширов, Вахрушев, 1975; Викторова, 1975; Ефимова, 1976; Крамар, 1979]. 2. Исходным состоянием здоровья и типом организа- ции высшей нервной деятельности, которым придавали большое значение А. М. Мамедов, Аз. М. Мамедов [1974], М. Ф. Сауткин [1976], Т. С. Криворучко, Т. Н. Дуброви- на [1980] и др. 3. Структурой учебного Процесса, принятой в данном институте, о чем пишут И. И. Пономаренко [1977, 1980], Л. Н. Осколок [1979], А. И. Емец, В. В. Дементьева [1980], М. Ф. Войтенко [1980], Н. В. Рябова, А. П. Бояр- ский [1981] и др. 4. Организацией быта, питания, отдыха студентов во время учебы в институте. Этим факторам придают большое значение А. 3. Белоусов [1971], Н. А. Левенко с соавто- рами [1979], Ю. А. Литвинова [1980], А. Б. Тазетдинова [1980], М. Ф. Сауткин, С. Н. Чернов [1980] и некоторые другие. Степень влияния перечисленных групп факторов на успешность учебы студентов I курса вуза неоднократно обсуждалась на внушительных форумах. Динамическое изучение изменения состояния здоровья студентов, по мне- нию многих исследователей, является эффективной систе- мой контроля за процессами приспособления организма бывших школьников к условиям учебы в институте |Сан- тросян и др., 1974; Березин и др., 1980; Воронцов, Михе- ев, 1980; Литвинова, 1980; Ратман, 1980; и др.]. Нами проведено 3-кратное обследование 92 студентов (50 девушек, 42 юноши) в возрасте от 18 до 25 лет. Боль- шее число наблюдаемых жили в домашних условиях, вхо- дили в состав двух одинаковых по учебной специалисацаи групп (историки), подвергались одинаковым физическим и психологическим нагрузкам, были уроженцами г. Но- восибирска и Новосибирской области. Исследования про- водились в октябре, ноябре, феврале и мае на базе лабора- торий и кафедр Новосибирского государственного педаго- гического института, 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2