Адаптация и конституция человека, 1986

окружения любого из обследуемых нами строителей и ти- па его конституции в формировании тина реагирования .на новые условия достаточно трудно. Для выхода из это- го сложного положения необходимо рассмотреть харак- тер реагирования индивидов I и II типов конституции в такой ситуации, где основную роль играли бы преиму- щественно социальные факторы, Г л а в а 5 ДИНАМИКА РЕАГИРОВАНИЯ ЛЮДЕЙ РАЗНОГО ТИПА КОНСТИТУЦИИ НА НОВЫЕ, ОДНОТИПНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ Особенности обучения в высших учебных заведениях страны, с которыми сталкиваются студенты, недавние школьники, накладывают особый отпечаток на деятель- ность их внутренних органов и гомеостатических систем, В зависимости от того, в какой мере успешно организм студента приспосабливается к этим условиям, в такой степени полно реализуются его интеллектуальные спо- собности и возможности, которые определяют качество усвоения материала по приобретаемой специальности. По данным исследователей, работающих над решением вопросов оптимизации учебного процесса в вузах [Гри- ненс, 1972; Сантросян, 1974; Литвинова, 1980; и др.], приспособление абитуриента к учебе в институте как бы проходит в несколько этапов. Первый из них соответ- ствует учебе на I курсе, когда закладываются основы ус- пешного усвоения знаний по выбранной специальности. Этот этап считается наиболее трудным и особенно ответ- ственным в жизни студентов. Далее следуют этапы II, III и остальных курсов, когда к организму обучающегося предъявляются специфические требования, начиная от необходимости восприятия новой специфической инфор- мации и кончая совершенствованием структур отдельных двигательных актов в новой сети координат. Как известно из многочисленных работ, успешность прохождения студентами I курса любого высшего учеб- 65 3 В. П. Казначеев, С. В. Казначеев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2