Счетоводство, 1890, № 1-42

Начинать вести такое примѣрное дѣло по двойной си- стемѣ елѣдуетъ порядкомъ ежедневной разноски въ главную, потолучто, при этомъ, всего лучше ученики усвоиваютъ какъ самую технику составленія и разноски статей, такъ и строй двойной системы. Если ученикъ проработалъ такое дѣло, от- крывъ книги, проведя по нимъ двухмѣсячный періодъ дѣла, заключивъ книги, открывъ книги новаго года и составивъ от- четЪ)—х0 можно быть увѣреннымъ, что онъ усвоилъ двойную систему. Исключенія будутъ представляться очень рѣдкими. Потомъ слѣдуетъ тотъ же курсъ пройти порядкомъ еже- мѣсячной разноскп въ Главную. Здѣсь ученикъ увидитъ одно изъ самихъ примѣнимыхъ къ дѣлу сокращеніе подробностей веденія Главной и легко пойметъ его, такъ какъ съ этими подробностями онъ хорошо познакомится раныне. Оставшееся, затѣмъ, время должно быть употреблено на знакомство учениковъ съ особенностями примѣненія дкойной бухгалтеріи кь дѣламъ банковымъ и фабричнымъ и на прак- тическія занятія, состоящія въ разборѣ, при участіи всего класса, отчетовъ и балансовъ разныхъ торговыхъ и нромыш- ленныхъ предпріятій, печатаемыхъ въ Вѣстникѣ Финан- совъ, торговли и промышленности, издаваемомъ Министер- ствомъ Финансовъ. Время, потребное на ровное, не спѣшное выполненіе всего вышеизложеннаго какъ по коммерческой ариѳметикѣ, такъ и бухгалтеріи, опредѣляется, по моему мнѣпію, шестью уроками въ недѣлю въ двухъ классахъ, всего 12 уроковъ. Если же времени дается меньше, какъ можно видѣть изъ программъ коммерческихъ училищъ и академіи, то слѣдуетъ сократить матеріалъ. Сокращеніе это должно идти не на счетъ качества, а на счетъ колпчества. Обращаюсь къ вопросу о томъ, какъ лучше вести пре- нодаваніе коммерческой ариѳметики и бухгалтеріи совмѣстно или порознъ? Я защищаю положеніе, что вести преподаваніе слѣдуетъ норознь, можно вести параллельно и то не съ на- чала, но особо; *) во первыхъ, потому что въ самыхъ тор- говыхъ сдѣлкахъ работы, съ которыми знакомитъ коммерче- ская ариеметика, предшествуютъ записи оборотовъ въ книги и стоятъ особо отъ послѣднихъ; во вторыр, потому что на ' многихъ отдѣлахъ коммерческой ариѳметики, какъ, напри- мѣръ, на вопросахъ о курсѣ, текущихъ счетахъ, процент- ныхъ бумагахъ и проч., приходится останавливаться довольно долго, что задерживаетъ разноску статей въ книги и мѣ- шаетъ нріобрѣтенію необходимаго въ этомъ дѣлѣ навыка; наконецъ, въ третьихъ, къ этому же нобуждаетъ насъ при- мѣръ Германіи, Австріи и Франціи. Нѣмецкая литература предмета, особенно много сдѣлавшая для его разработки и постановки въ школѣ, разсматриваетъ коммерческую ариѳ- метику и конторское знаніе, какъ отдѣльный отъ бухгалте- ріи предметъ обученія въ коммерческихъ училищахъ. Ио второму вопросу: о лучшей системѣ преподаванія бухгал- теріа—я выставляю положеніе: лучшей системы класснаго преподаванія должна бытъ признана система обгцаго курса, съ чозможнымъ разнообразіемъ оборотовъ. ІІе будучи увѣренъ, чтобы собраніе пришло къ едино- гласному рѣшенію всѣхъ затронутыхъ моимъ рефератомъ во- просовъ, я нахожу плодотворнымъ ихъ обсужденіе. Каждый изъ насъ можетъ услышать здѣсъ что либо новое; потомъ, возвратившись домой и передумавъ снова слышанное здѣсь, онъ извлечетъ изъ этого все полезное и приложитъ къ сво- ему любимому дѣлу. ѣ А. Прокофьевъ. Пуеподавателъ бухгалтеріи и коммерческой ариѳметжи въ Московекой Практической Академіи Коммерческихъ ІІаукъ. МЫСЛИ ПО ТЕОРІИ СЧЕТОВОДСТВА *). 0 споеобахъ хозяйства. Выше мы указали, что, при распредѣленіи результатовъ усилій или вообще доходовъ между участниками, необходимъ разсчетъ съ цѣлью справедливаго распредѣленія дохода. Сче- товодство берегъ этотъ трудъ на себя и производитъ раз- счеты между участниками въ предпріятіяхъ. Съ цѣлью об- легченія этихъ разсчетовъ, счетоводство открываетъ каждой категоріи участниковъ отдѣльные счеты. Такими счетами явля- ются счеты капиталовъ, прибыли и убытка и счетъ владѣльца. Если мы будемъ разсматривать союзы людей съ точки зрѣ- нія представителн иниціативы, риска и отвѣтственности,— то распредѣленіе дохода отъ нредпріятія между всѣми уча- стниками въ общемъ преднріятіи происходитъ на тѣхъ или другихъ естественныхъ или (искусственныхъ) договорныхъ условіяхъ. Еслн предприниматель въ единоличныхъ нредпрія- тіяхъ нользуется усиліями, трудомъ рабочихъ и служащихъ, то даетъ имъ опредѣленную часть дохода, въ смыслѣ ре- зультатовъ ихъ усилій. Распредѣленіе этихъ результатовъ производитъ онъ или пропорціонально времени, употреблен- ному каждымъ изъ участниковъ на производство усилій (по- денная плата), или же пропорціонально производительности труда каждаго (задѣльная плата). 'Гакимъ образомъ, съ точки зрѣнія предпринимателя, доходомъ является для него лишь остатокъ дохода, падающій на его часть. А такъ какъ сче- товодство разсматриваетъ хозяйственные процессы всегда съ точки зрѣнія предпринимателя, т. е. представителя пред- пріятій, то и считаетъ рабочую плату и окладное содержа- ніе въ издержкахъ предпріятія, а въ доходъ зачисляетъ лишь часть, которая остается за вычетомъ изъ валоваго до- хода той части его, которая идетъ въ пользу другихъ уча- стниковъ. Участіе въ доходахъ можетъ происходить на оданаковыхъ условіяхъ для всѣхъ участниковъ въ тѣхъ коллективныхъ предпріятіяхъ—напримѣръ, въ артеляхъ,— гдѣ представитель- ство труда, капитала и риска совмѣщается въ однихъ и тѣхъ же лицахъ. Вслѣдствіи тѣхъ же причинь, и проценты на занятый капиталъ считаютея въ счетоводствѣ въ расхо- дахъ по иредпріятію, ^въ особенности когда представитель *) Въ интересѣ дѣіа—коммерчесвая ариѳметика и бухгал- терія должііы преподаваться однимъ учителемъ. Прим. авт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2