Счетоводство, 1890, № 1-42

вленій. Исторія культуры учитъ, что всякій успѣхъ въ раз- витіи и расширеіііи торговли имѣлъ слѣдствіемъ возвышеніе цивилизаціи и что эта творческо-культурная сила въ союзѣ съ наукой только тамъ достигаетъ своего могущественнѣй- шаго проявленія, гдѣ существуетъ свобода торговли. Сдѣ- лаемъ и мывсевозможное, чтобы поставить нашу торговлю на подобающую высоту. Этотъ трудъ будетъ плодотворенъ и благословенъ. -----т—--------------- 0 ПРЕПОДАВАНІИ коммерческой ариѳметики и бухгалтеріи *). Относительно иреподаванія бухгалтеріи я хочу высказать свои взгляды по двумъ вопросамъ: 1) на изученіе какой си- стемы бухгалтеріи должна быть употреблена большая часть вре- мени, отведеннаго на ея преподаваніе? и 2) какимъ поряд- комъ должно идти самое классное преподаваніе? Отвѣчу сначала на первый вопросъ. ІІо моему край- нему разумѣнію, самое главное вниманіе, при изученіи бух- галтеріи, должно быть обращено на двойную систему, такъ какъ она остается до сихъ поръ самой совершенной и, по- этому, самой распространенной изъ всѣхъ системъ. Она вполнѣ удовлетворяетъ всѣмъ требованіямъ самой строгой, ясной и подробной отчетности. Она даетъ совершенно точ- ные отвѣты на всѣ вопросы въ области цифръ, интересую- щіе хозяевъ или руководителей торговыхъ и нромышлен- ныхъ дѣлъ. Она одинаково легко примѣнима какъ къ са- мымъ малымъ хозяйствамъ, такъ и къ самымъ крупнымъ предпріятіямъ. Съ этой стороны распространяться много о достоинствахъ двойной системы мйѣ нѣтъ надобности. Ей выдала уже давно аттестатъ сама практика, для которой мы д готовимь нашихъ учениковъ. Но необходимо остановиться на достоинствахъ двойной системы для обученія и для учашихся. Кяиги двойной системы устроены такимъ образомъ, что онѣ представляютъ непрерывную цѣпь цифръ и итоговъ, повѣряющихъ другъ друга; дѣлая предписываемыя правилами двойной бухгалте- ріи повѣрки, ученикъ (а впослѣдствіи бухгалтеръ) само- стоятелъно повѣряетъ свои записи и получаетъ спокой- пую увѣренность въ томъ, что онѣ сдѣланы правильно и безъ пропусковъ. Чрезвычайная простота основныхъ положеній двойной системы и стройность, которая ими достигается, убѣждаютъ ученика, по его собственному опыту, въ томъ, что эта си- стема не заключаетъ въ себѣ ничего произвольнаго, очень мало условнаго, ничего лишнягои все необходимое? Далѣе осно- вательное изученіе двойной системы даетъ ученику ключъ къ легкому пониманію другихъ системъ, принявшихъ тѣ же основанія двойной и разнящихся только въ нѣкоторыхъ второстепенныхъ частяхъ ихъ. Поэтому, я думаю, что нѣтъ надобности изучать особо, самостоятельно даже простую систему, такъ какъ и здѣсь ученики ясно поймутъ ея сущность изъ указаній ея отличій отъ двойной. Все оставшееся отъ такого сокращенія время съ значи- тельно болыпею пользою можетъ быть отдано на разсмотрѣ- ніе особенностей, встрѣчающихся въ приложеніи двойной бухгалтеріи къ дѣламъ банковымъ, фабричнымъ и другимъ. Перехожу къ второму вопросу. Какимъ порядкомъ должно идти классное преподаваніе бухгалтеріи? Здѣсь могутъ быть нредложены три способа: 1) Разсмотрѣніе отдѣльныхъ торговыхъ случаевъ, испол- неніе всѣхъ относящихся къ нимъ писемъ, счетовъ и проч. и разнесеніе ихъ въ книги. 2) Образованіе изъ учениковъ отдѣльныхъ группъ и по- рученіе каждой изъ нихъ вести особое торговое дѣло, съ тѣмъ чтобы группы могли входить въ торговыя сношенія между собою. и 3) Веденіе одного и того же торговаго дѣла каждымъ ученикомъ класса. Первый изъ этихъ порядковъ я нахожу неудобнымъ по- тому, что онъ замедляетъ ходъ нреподаванія, заставляетъ ограничивать число торговыхъ случаевъ и мѣшаетъ пред- ставлять болѣе связнымъ какъ ходъ, такъ и окончаніе дѣла. А мегкду тѣмъ эти части—начало, ходъ, окончаніе и начало новаго года—представляются очень важными для усвоенія сущности и цѣльности двойной системы. Второй изъ указанныхъ порядковъ требуетъ очень много времени; ходъ преподаванія тогда очень медленный и про- вѣрка ученическихъ работъ для учителя представляется очень трудною и почти не исполнимою. А возлагать непосильную работу одинаково неправильно какъ на учениковъ, такъ и на учителя. Третій порядокъ—общаго для всего класса и исполняе- маго каждымъ ученикомъ въ отдѣльности курса, по моему мнѣнію, самый удобный для класенаго преподаванія. Кон- троль за работами учениковъ здѣсь представляется дляучи- теля легкимъ и скорьшъ, а, слѣдовательно, можетъ дѣлаться чаще. По времени , которое должно обнимать это примѣрное торговое дѣло, практика нреподаванія показываетъ, что со- вершенно достаточно двухъ мѣсяцевъ хода дѣла. По матеріалу, дѣло должно вестись при возможно боль- шемъ разнообразіи торговыхъ случаевъ, со включеніемъ, кромѣ товарныхъ, операцій банковыхъ, съ процентными бу- магами, коммиссіонныхъ и экспедиціонныхъ. Но это разно- образіе оборотовъ не должно представдять случайный кон- гломератъ, а должно вытекать изъ органическаго развитія дѣла. Что касается количества оборотовъ, то оно, по моему мнѣнію, должно быть по возможности велико. Этииъ уче- никъ пріучается сиравляться со всякими большими итогами и въ значительной мѣрѣ приготовляется къ тому, что ему придетея встрѣтить въ его практической дѣятельности. Въ противномъ случаѣ, болыпое живое дѣло ему покажется труднымъ, а требованіе исполненія всѣхъ подробностей тор говыхъ операцій излишнимъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2