Счетоводство, 1890, № 1-42

шій, ш> большинствѣ случаевъ, ходилъ пѣшкомъ и жилъ по возможности экономиѣе,—а продолжительность поѣздки и потеря изъ-за этого заработка— вотъ что мѣшало человѣку предпринять подобную поѣздку. Для поѣздки, которую прежде съ трудомъ возможио было сдѣлать въ пять сутокъ, теперь употребляютъ какихъ нибудь 5 часовъ, и если расходы, при этомъ, сами по себѣ, тоже меиьше прежияго, то все таки самос важное сбереже- ніе выигрывается во времени. Въ приведенномъ случаѣ, ѣдущій употребляетъ времени меньше на 4*/а дня, т. е. изобрѣтеніе желѣзныхъ дорогъ имѣетъ для него стоимость 4*/г рабочихъ дней. ІІрежде зажиточный человѣкъ помощью собственнаго экипажа, экстренной почты и т. п. могъ до- биться для себя большей скорости передвиженія; тенсрь бо- гачъ, если и сидитъ болѣе удобно и комфортабельно въ I классѣжелѣзнодорожнаго поѣзда, но, помимо этого,и пасса- жиръ Ш класса въ вагонѣ съ деревянными скамейками ѣдетъ съ той же быстротой. Для передвиженія и доставленія товаровъ улучшенія въ средствахъ сообщенія имѣютъ еще большее значеніе. Одно уменьшеніе времени провоза даетъ болыпую свободу капиталамъ, потому ли, что обороты совершаются быстрѣе, или меныне приходится держать на складѣ товаровъ, такъ какъ недостатокъ можетъ быть скоро пополненъ. Еъ тому же издержки по провозу уменыпаются. Это даетъ возмож- ность извѣстныя торговыя прсдпріятія вести съ меньшимъ капиталомъ, излишекъ же средствъ не отнимается отъ тор- говли, а только идетъ на расширеніе дѣла, на другія при- быльныя отрасли. Благодаря новѣйшимъ путямъ сообщенія, получилось весьма благотворное уравненіе цѣнъ на значительномъ раз- стояніи. ІІрошли врелена. когда одна провинція могла абсо- лютно нуждаться въ томъ самомъ предметѣ, который въ изо- биліи находился въ другой провинціи. Дороговизна хлѣба, на подобіе прежняго времени, врядъ ли еще возможна; за- то исчезли также дешевыя цѣны на съѣстные припасы въ тѣхъ мѣстностяхъ, которыя сдѣлались доступными для тор- говли, послѣ проведенія новыхъ желѣзныхъ дорогъ. Области производства и сбыта сдвигаются ближе другъ къ другу, является живой обмѣнъ нроизведеній сырья и обработки. Въ заключеніе коснемся вопроса о пошлинахъ и нало- гахъ,—вещей всегда непріятныхъ для торговли не столько изъ-за уплачиваемыхъ суммъ, сколько изъ-за тягостныхъ и обременительныхъ обрядностей, съ которыми связано взима- ніе сбора. Въ то время, какъ прямые налоги обращаются непосредственно на обладателя предмета, косвенные налоги даютъ возможность плателыцику взвалить бремя налога на другихъ. Пошлины, взимаемыя въ видѣ косвеннаго налога, оплачиваются торговцами лишь за счетъ потребителя и за- тѣмъ распредѣляются на товары, такъ что въ концѣ кон- цовъ пошлину платитъ не оптовщикъ и не мелочной торго- всцъ, а потребитель. Такимъ же образомъ булочники имяс- ники слагаютъ съ себя оплачиваемые имъ налоги на муку и мясо, пивовары—налогъ на солодъ, владѣлецъ свеклосахар- иаго завода—налогь на сахаръ. Всѣ этиналогоплателыцики засчитываютъ палоги покупателю при продажѣ своихъ про- изведеній, торговецъ, въ свою очередь, на свосго покупа- теля, пока, наконецъ, налогъ не ложится на потрсбителя даннаго прсдмета. У нѣкоторыхъ товаровъ, проходящихъ черезъ разиыя превращенія, нерсдвиженіе налоговъ совер- шается нѣсколько разъ, и при всякомъ псрсходѣ изъ рукъ въ руки уплаченныя пошлины засчитываются съ извѣстной иадбавкой, превышиюгцей проценты на оплаченныс налоги. Косвснныс иалоги имѣютъ только то сдинственное ирс- имущество, что потребители, платяіціе эти налоги, имѣютъ возможность виосить ихъ по желанію мелкими суммами. Косвенными налогами обложены, главнымъ образомъ, предметы первой веобходимости. Такимъ образомъ, врядъли можно сказать: «косвенные налоги оплачиваются тогда, когда потребителю удобнѣе». Нѣтъ, эти налоги должны бытъ оплачены , хочетъ ли потребитель или нѣтъ, такъ какъ они взимаются съ предметовъ, необходимыхъ для каждаю. Далѣе, налоги на предметы первой необходимости падаютъ въ равномъ количествѣ на богатаго и бѣднаго, а такъ какъ справедливое распредѣленіе налоговъ требуетъ, чтобы каждый былъ обремененъ налогами соотвѣтственно его доходамъ, то отсюда слѣдуетъ, чтопри косвенныхъ на- логахъ богачи платятъ слишкомъ мало, а бѣдняки слишкомъ много. Важное значеніе имѣютъ при этомъ расходы по взи- манію налоговъ. Прямые налоги требуютъ при ихъ взиманіи гораздо менѣе* рабочихъ силъ и времени, чѣмъ косвенные налоги, для которыхъ требуется цѣлая армія податныхъ чи- новииковъ. Оклады, жалованье, пенсія ивсе прочее, расходуе- мое для всей этой арміи акцизныхъ и таможенныхъ чинов- никовъ (не говоря уже о тратѣ времени), совершенно про- падаютъ для государства, и эта потеря снова должна быть покрыта налогами. Что налогъ, связаниый со взиманіемъ пошлинъ, будто бы не замѣтенъ, — отъ этого заблужденія отрѣ- шаются замѣтно съ каягдымъ днемъ. Единственно ра- ціональнымъ надогомъ является, безспорно, непосред- ственный подоходный налогъ. Современемъ эта теорія не- премѣнно превратится въ практику. Но хсли съ какой нибудь стороны и слѣдуетъ защиіцать принципы свобод- ной торговли, то эта обязанность всецѣло падаетъ на тор- говое сословіе, которое только при полной свободѣ дви- женія и можетъ осуществить свое великое призваніе въ истинно-національномъ и всемірно-гражданскомъ смыслѣ. Сводя вкратцѣ все изложенное, находимъ, что тор- говля составляетъ пруяшну всей хозяйственной жизни и соедитшетъ въ себѣ всѣ иитересы до мельчайшихъ развѣт-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2