Счетоводство, 1890, № 1-42

Я предвижу возраженіе, что заграницей обходятся въ конторахъ совсѣмъ безъ счетовъ. Но на это замѣчу, что это не отнимаетъ отъ счета тѣхъ достоинствъ въ примѣненіи къ торговой практикѣ, о которыхъ я говорилъ выше, атотъ фактъ, что заграницей заботятся объ изобрѣтеніи разныхъ счетчиковъ множителей и т. п. машинъ, свидѣтельствуетъ, что и тамъ, по своему, стараются облегчить веденіе или по- вѣрку вычисленій. Какъ и всякое дѣло рукъ—вычисленія на счетахъ тре- буютъ для скорости навыка, но этотъ навыкъ пріобрѣтаетъ непремѣнно всякій, кто рѣшился посвятить себя конторскимъ занятіямъ. Самыя занятія коммерческой ариѳметикой и бухгалтеріей должны, по моему мнѣнію, идти, приспособли- ваясь къ будущей конторской практикѣ учениковъ. Въ Ака- деміи это достигается такимъ способомъ: каждому ученику дается черновая—памятная книга (отдѣльная для ариѳметики и отдѣльная для бухгалтеріи), въ которой онъ долженъ исполнять всѣ свои конторскія черновыя работы, никакихъ листковъ и особыхъ тетрадокъ имѣть для этогоне дозволяется. Исполненіе разныхъ задачъ и другихъ упражненій дѣлается въ классѣ всѣми учениками въ этихъ черновыхъ книгахъ. Такимъ образомъ, пробывши часъ на урокѣ коммерческой ариѳметики, ученикъ не просидѣлъ только урокъ, а про- работалъ часъ то или другое конторское дѣло. Исключеніе составляетъ время спрашиванія и объясненій учителя. Послѣдовательность прохожденія отдѣловъ коммерческой ариѳметики мною принята такая: сначала проходятся то- варныя вычисленія —такъ какъ товаръ есть главный и самый доступный пониманію ученика предметъ купли и про- дажи; на купленный или проданный товаръ надо іюдать счетъ; ноэтому, далѣе слѣдуютъ счета и прочге касающіеся то- варовъ документы. Ва товаръ надо разсчитаться: купленъ товаръ за налич- ныя— надо заплатить деньги; купленъ на срокъ—надо вы- дать вексель; рѣчь и дѣло обращаются къ простымъ век- селямъ. Товаръ купленъ заграницей—приходится платить переводными векселями. Переводяыя векселя въ иностран- ныхъ деньгахъ надо покупать. Ивотъ самъ собой выступаетъ вопросъ о курсѣ, курсовыхъ и арбитражныхъ вычисленіяхъ. У одного коммерсанта результатомъ его сдѣлокъ является избытокъ свободныхъ денегъ— возникаетъ вопросъ, какъ и куда ихъ помѣстить; у другаго, на оборотъ, чувствуется не- I достатокъ въ наличныхъ деньгахъ— возникаетъ впросъ, какъ и откуда добыть ихъ. Отвѣтомъ на вопросы служитъ рѣчь ! о банкахъ и банковыхъ операціяхъ, вкладахь, ссудъ подъ залоіи, дисконта векселей, текущихъ счетахъ и проч. Здѣсь, конечно, нужны процентныя вычисленія всѣхъ видовъ. Накопденіе свободныхъ средствъ вызываетъ у однихъ желаніе встунать въ болѣе крупныя нредпріятія, для осу- ществленія которыхъ образуются товарищества и акціонер- ныя компаніи, у другихъ является желаніе помѣщать эти средства въ облтаціи: здѣсь немннуемо рѣчь заходитъ объ акціяхъ и облигаціяхъ, о касающихся сюда вычисленіяхъ и займахъ. Затѣмъ, слѣдуютъ вычисленія пари золота и серебра, въ видѣ особой главы, такъ какъ и въ торговой практикѣ они занимаютъ нѣсколько обособленное положеніе. Расцѣнка товаровъ или калькуляціи отнесены мною къ концу курса коммерческой ариеметики, такъ какъ онѣ иред- ставляются болѣе сложными и требующими знакомства со всѣми предыдущими вычисленіями. Нерѣшаясь утомлять вашего вниманія остановкою на по- дробностяхъ отдѣльныхъ частей программы, скажу только, что минимумъ требованій по конторскимъ работамъ этой программы состоитъ въ томъ, чтобы каждый ученикъ ца- писалъ всѣ докумрнты съ данныхъ или написанныхъ учи- телемъ на доскѣ и переписанныхъ ученикомъ въ свою книгу образцовъ, проработавъ ихъ повѣркою всѣхъ встрѣчающихся въ нихъ вычисленій; максимумъ—чтобы, сверхъ того, уче- ники упражнялись и сами въ составленіи всѣхъ этихъ доку- ментовъ со встрѣчающимися въ нихъ вычисленіями, по дан- нымъ учителемъ темамъ. Взять нисшій пли высшій размѣръ этихъ требованій или же выбрать средній, т. е. упражнять учениковъ въ со- ставленіи наиболѣе важныхъ, по мнѣнію учителя, докумен- товъ, зависитъ всецѣло отъ отведеннаго для предмета числа учениковъ. Но какой бы размѣръ требованій ни былъ выбранъ, учи- телю необходимо имѣть въ виду, что задаваемыя ученикалъ работы непремѣнно должны быть провѣрены имъ и разсмот- рѣны съ двухъ сторонъ: во-первыхъ, со стороны правнль- ности изложенія текста и вѣрности имѣющихся въ нихъ числовыхъ данныхъ и вычисленій; во-вторыхъ, со стороны, такъ сказать, техники исполненія, т. е. насколько работа исполнена чисто и насколько всѣ данныя расположены въ ней правильно, послѣднее приходится непремѣнно дѣлать въ присутствіи ученика, такъ какъ общія замѣчанія объ испол- неніи работъ очень мало этому помогаютъ. 9то, конечно, требуетъ много времени, въ особенности при многочислен- номъ составѣ класса. Съ этимъ надо мириться и считаться; къ этому надо нриспособляться; но отступиться отъ этого, ио моему мнѣнію, нельзя. Я думаю, что задавать работы и непровѣрять ихъ вре- дно какъ въ обще-пвдагогическихъ цѣляхъ, такъ и въ дѣлѣ обученія прикладнымъ знаніямъ, гдѣ умѣнье собственно- ручно и хорошо исполнить данную работу имѣетъ такое нервенствующее значеніе. Обращаюсь къ бухгалтеріи. А.. П рокоф ьевъ . Преподаватель бухіалтерги и коммерческой ариѳметики въ Московской Практической Лкадеміи Коммерческихъ Ііаукъ. ( Окончаніе слѣдуетъ). МЫСЛИ ПО ТЕОРІИ СЧЕТОВОДСТВА *) . О способахъ хо зяй ств а . Зависимость результатовъ хозяйственной дѣятельности отъ способовъ, которыми человѣкъ достигаетъ опредѣленных ь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2