Счетоводство, 1890, № 1-42

0 ПРЕПОДАВАНІИ коммерческой ариеметики и бухгалтеріи *). Цѣль настоящаго доклада—сообщить результаты моихъ наблюденій и двадцати-лѣтняго опыта въ дѣлѣ преподаванія бухгалтеріи. Въ эти 20-ть лѣтъ районъ преподаванія бухгалтеріи весьма сильно расшириіся. Позволяя себѣ ограничиться дан- ными, касающимися Москвы, замѣчу, что число учениковъ Московскаго Коммерческаго училища утроилось и достигло въ настоящее время 560 человѣкъ. Московская Практиче- ская Академія, вмѣсто 212-ти, имѣетъ 417 учениковъ, от- крылось Реальное училище съ коммерческимъ отдѣленіемъ, возникло новое Александровское Коммерческое училище, Дума вводитъ бухгалтерію въ нѣкоторыя школы, находящіяся въ ея вѣдѣніи, число частныхъ учительскихъ курсовъ бухгал- теріи утвердилось, публичные курсы бухгалтеріи Общества Кунеческихъ Приказчиковъ считаютъ у себя вмѣсто 30-ти 90 слушателей. Тоже можно сказать о Петербургѣ и дру- гихъ крупныхъ торговыхъ и лромышленныхъ центрахъ. Въ подкрѣпденіе мысли, что это не есть только возра- стающее стремленіе къ образованію, вообще, можно указать на примѣръ лекцій бухгалтеріи въ Обществѣ Купеческихъ Приказчиковъ, гдѣ собираются вольные слушатели съ раз- ными образовательными цензами, не пріобрѣтающіе никакихъ другихъ знаній, кромѣ бухгалтеріи. Раснространяющееся все болѣе и болѣе преподаваніе бух- галтеріи, по моему мнѣнію, отвѣчаетъ возрастающей реаль- ной потребности нашей развивающейся торговли и промыш- ленности во всѣхъ прикладныхъ знаніяхъ, а въ томъ числѣ и въ бухгалтеріи. Я вполнѣ убѣжденъ, что въ дѣлѣ раз- витія торговли и промышленности бухгалтерія занимаетъ мѣсто совершенно самостоятельнаго фактора. Бухгалтерія облегчаетъ полетъ торговой и промышленной предпріимчи- вости. Бухгалтерія освѣщаетъ пути каждой хозяйственной дѣятельности: она въ неопровержимыхъ цифрахъ выражаетъ какъ ея благопріятные результаты, такъ и всѣ промахи и ошибки, указываетъ причины тѣхъ и другихъ и этимъ ука- заніемъ наводитъ на мысль о средствахъ для достиженія наи- болѣе желательныхъ въ дѣлѣ результатовъ и для устраненія всего, что вредитъ хозяйству. Бухгалтерія—эта нравдивая, систематическая лѣтопись всѣхъ разнообразныхъ и многочи- сленныхъ фактовъ торговаго дѣла, постоянно и ежечасно из- мѣняющихъ положеніе отдѣльныхъ частей хозяйства, не- смотря на подавляюіцую, иногда, массу отдѣльныхъ торго- выхъ сдѣлокъ, несмотря на все разнообразіе оборотовъ,— эта лѣтопись, доведенная до вчерашняго дня и ясно нред- ставляющая и результаты и положеніе всего дѣла—даетъ возможность легко и поучительно ею пользоваться хозяевамъ и руководителямъ предпріятій. Неудивительно, поэтому, что, съ распространеніемъ знанія *) Докладъ, читанный 2 января 1890 г. въ отдѣіеніи съѣзда руссл. дѣяте.іей по технич. и профвс. образованію въ Россія. бухгалтеріи, распространяется между торговыми людьми и промышленными дѣятелями понятіе, что гдѣ бухгалтерія— тамъ въ дѣлѣ ясность, строй, порядокъ; наоборотъ, полное отсутствіе въ дѣлѣ правильно устроеннаго счетоводствавы- зываетъ въ нихъ представленія совершенно противоположнаго характера. Между многими другими задачами, ноставленными на- стоящему съѣзду русскихъ дѣятелей по техническому и про- фессіональному образованію въ Россіи, задача: «какъ лучше, цѣлесообразнѣе преподавать коммерческую ариѳметику и бух- галтерію»—представляется мнѣ очень важною. Попытку по- сильнаго разрѣшенія ея я и жеіаю предложить вашему бда- госклонному вниманію. При преподаваніи коммерческой ариѳметики, необходимо съ самаго начала внуіпить учаіцимся, что здѣсь они будутъ заниматься не повтореніемъ четырехъ правилъ простой ариѳ- метики, дробей, пропорцій, процентовъ и проч., а будутъ прилагать простую ариѳметику къ торговымъ сдѣікамъ, къ денежнымъ разсчетамъ между разньши лицами. Замѣчено, что ученики 7 и 8 классовъ, снова прини- маясь, при прохожденіи коммерческой ариѳметики, за вполнѣ извѣстныя имъ ариѳметическія дѣйствія, склонны, въ осо- бенности сначала, относиться невнимательно и небрежно къ самымъ вычисленіямъ, отчего нерѣдко у нихъ получа- ются весьма несообразные результаты. Во избѣжаніе этого, необходимо имъ постоянно указывать, что къ денежнымъ разсчетамъ такъ относиться нельзя, что результаты коммер- ческихъ вычисленій должны быть совершенно точны, что они имѣютъ рѣшительное значеніе въ интересахъ участву- ющихъ въ сдѣлкѣ сторонъ, что невѣрное вычисленіе нару- шаетъ непремѣнно чьи либо интересы: если вы получите за что либо болыне, чѣмъ вамъ слѣдуетъ—вы нарушите инте- ресы другаго лица; если вы получите меныпе, чѣмъ вамъ слѣдуетъ, — Вы нарушите свои собственные интересы. Не слѣдуетъ дѣлать ни того, ни другаго: чужаго не бери, своего не упускай. Какъ же ученикамъ достигнуть этой увѣренности въ томъ, что сдѣланное ими вычисленіе точно? Для этого они должны самостоятельно повѣрять сдѣланныя вычисленія; конечно, желательно, чтобы эта повѣрка могла быть сдѣлана какимъ ни- будь другимъ способомъ, а не обратными дѣйствіями того же способа рѣшенія на бумагѣ. Такимъ новымь способомъ повѣрки я считаю вычисленія на счетахъ. Этимъ вычисле- ніямъ въ коммерческой ариѳметикѣ я придаю большое зна- ченіе по слѣдующимъ соображеніямъ: вопервыхъ, многіявы- численія на счетахъ ведутся гораздо скорѣе, чѣмъ тѣ же вычисленія на бумагѣ; во-вторыхъ, открывая собою новый способъ повѣрки коммерческихъ вычисленій, они даютъ уче- нику возможность самостоятельно, а не по справкѣ съ за- дачникомъ, убѣждаться въ вѣрности полученныхъ результа- товъ и, въ третьихъ, самое положеніе ученика во время производства вычисленій на счетахъ дастъ ему возможность хотя неболыпаго движенія, дастъ возможность на нѣсколько минутъ перемѣнить позу и выпустить перо изъ рукъ, ни- сколько незадерживая, а часто ускоряя дѣло.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2