Счетоводство, 1890, № 1-42
для всей Германіи. Будучи акціонернымъ учрежденіемъ, онъ находится подъ непосредственнымъ надзоромъ правительства. Во главѣ банка стоитъ канцлеръ, чиновники банка—отъ пра- вительства. Основной его капиталъ 120 милл. марокъ. Банкъ имѣетъ право выпуска билетовъ, имѣющихъ циркуляцію по всей Германіи, тогда какъ билеты другихъ эмиссіонныхъ банковъ ограничены предѣлами округа, на суммудо250 м. марокъподъ обезпеченіемъ у з металломъ и 2/ 3 краткосрочными обязатель- ствами (долгосрочныхъ ссудъ не даетъ) Изъ °/0, взимаемыхъ банкомъ, 5°/0 идутъ въ пользу банка; остальное, свыше 5° 0, идетъ въ пользу правительства. Это служитъ средствомъ противодѣйствія большому подъему учетнаго процента и пара- лизуетъ вредную спекуляцію. А встро-ветерскій банкъ учрежденъ почти на тѣхъ же основаніяхъ, что и имперскій-германскій. Въ заключеніе лекторъ, резюмируя сказанное, указывалъ на то, что всѣ крупные центральные банки, благодаря круп- нымъ основнымъ капиталамъ и праву выпуска банковыхъ билетовъ, нолучили возможность оперировать безъ номощи платныхъ вкладовъ, которые стекаются къ нимъ отъ част- ныхъ лицъ и банковыхъ учрежденій. Далѣе лекторъ разви- валъ ту мысль, что вездѣ постепенно выдвигаютсн крупные банки съ одинаковыми цѣлями и задачами. Выгоды крупныхъ банковъ, по мнѣнію лектора, состоятъ въ правѣ выпуска билетовъ и въ возможности урегулировать % , а также вы- водить изъ затрудненій частныхъ лицъ, учрежденія и даже все народное хозяйство въ періоды кризисовъ. Для второй лекціи, назначенной въ среду, 31 января, лекторъ назначилъ темой бесѣду «о нашихъ казенныхъ кре- дитныхъ учрежденіяхъ и денежно-кредитной реформѣ гр. Канкрина». Г. Судейкинъ прочелъ свою лекцію съ болыпимъ мастерствомъ и былъ награжденъ переполненною аудиторіею громкими и вполнѣ заслуженными апплодисментами. СЧЕТОВОДСТВО и оічеіность желѣзнодорожныхъ обществъ. ( Окончаніе *). Правила составлѳнія, разсзіотрѣнія, утвержденія н нсполненіе смѣтъ н составленіе отчетовъ по эксплоа- таціи зкелѣзнмхъ дорогъ. 20) Изъ примѣчанія къ счету отчисленія на незакон- ченныя эксплоатаціонныя работы (см. ст. 36, 37 и 49 Правилъ) оказывается, что коммиссія задается мыслью образовать своего рода строительный фондъ, вполнѣ анало- гичный возобновительному; при этомъ требуется даже еще болѣе подробностей, а именно: указаніе по балансу расхо- довъ изъ этихъ отчисленій по годамъ. Независимо отъ чрезвычайной обременительности такого рода требованія, вслѣдствіе необходимости заведенія отдѣль- ныхъ счетовъ каждому отчисленію, свѣдѣнія эти являются въ то же время излишними, такъ какъ всегда могутъ быть усмотрѣны изъ эксплоатаціонныхъ отчетовъ. Вообще же особой надобности въ подобныхъ «продолжен- ныхъ кредитахъ* не встрѣчается по слѣдующимъ соображе- ніямъ; 1) работы, неоконченныя въ отчетномъ году, но про- изведенныя въ течеітіе льготнаго срока, всегда могутъ быть отнесены на подлежащія рубрики отчета истекшаго года при помощи счета № 23 пас. (см. п. 13), работы же, и до заключенія отчета непроизведенныя, могутъ быть заносимы въ новую смѣту или же относительно ихъ могутъ быть испроіпены сверхсмѣтные кредиты; 2) отчетъ долженъ пред- ставлять собою факты, въ отличіе отъ смѣты, имѣющей въ виду предположенгя. На этомъ основаніи, показаніе въ расходахъ эксплоатаціи работъ, еще не произведенныхъ, яв- ляется неправильнымъ и вноситъ фиктивный элементъ въ отчеты желѣзныхъ дорогъ не представляется цѣлесообразнымъ. 21) Для опредѣленія курсовой прибыли или убытка по операціи оплаты купоновъ и погашенія (доходъ или расходъ эксплоатаціи см. ст. 50 «Правилъ»), необходимо ввести указаніе о томъ, по какому курсу (однообразному для всѣхъ дорогъ) должны нроизводиться отчисленія на оплату процен- товъ, по курсу лидня, по среднему ли годовому, или по курсу аірагі съметаллическими рублями; но это едва ли можетъ быть допущено, такъ какъ въ послѣднемъ случаѣ будутъ выведены въ отчетѣ убытки въразмѣрѣ всейраз- ницы между металлической и кредитной валютой, въ пер- выхъ яіе двухъ случаяхъ можетъ образоваться фиктивная прибылъ. Хотя коммиссія и предполагала установить лишь общія основанія счетоводства и отчетности, предоставивъ установ- леніе подробностей счетоводства усмотрѣнію самихъ Правле- ній, но она могла бы достигнуть того порядка лишь уста- новленіемъ основной номенклатуры счетовъ. Требованіемъ же своимъ относительно показанія въ балансѣ всѣхъ сче- товъ желѣзнодорожнаго предпріятія до мельчайшихъ подроб- ностей (см. прил. № 21 акт., № 12 пас. и др.), а также счетныхъ оборотовъ, коммиссія вторглась въ ту отрасль администраціи, которой предполагала не касаться. При этомъ, коммиссія все же не избѣгла того недостатка, который усматривала въ существующихъ формахъ баланса, т. е. крайней запутанности и дробности счетовъ. Основная номенклатура счетовъ баланса должна заклю- чать: въ активѣ перечисленіе счетовъ всего имущества же- лѣзной дороги по роду ею (реальныя и долговыя цѣнно- сти) и въ пассивѣ— всѣхъ счетовъ по долгамъ предпріятія по ихъ происхожденію *). Прочіе же счета могутъ служить лишь развѣтвленіемъ главныхъ. Только такой формой баланса можно достигнуть яснаго представленія о финансовомъ со- стояніи желѣзнодорожнаго общества. Приложенія же къ ба- лансу должны служить лишь статистическимъ цѣлямъ и по- казывать распредѣленія счетовъ актива и пассива, какъ то *) При этомъ, прибыль считается доігомъ хозяину, а убытокъ долгомъ за хозяиномъ, требующимъ погашенія займомъ или бу- дущей прибыдью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2