Счетоводство, 1890, № 1-42

школъ, какъ болѣе или менѣе извѣстныхъ присутствующимъ, я позволю себѣ обратить вниманіе на новыя амернканскія коммерческія школы, носящія названіе Ъизіпейз-соііедез. Число ихъ въ 1882 году простиралось до 267 съ 44,834 учащихся; въ программу преподаванія въ нихъ входятъ слѣ- дующіе предметы: бухгалтерія, каллиграфія, торговое право, корреспонденція, банковыя операціи, политическая экономія, математика, стенографія, страховое дѣло, телеграфія, рисо- ваніе, землемѣріе, нѣмецкій, французскій и испанскій языки. Американцы, какъ весьма нрактичный народъ, умѣющій бе- речь время, не гонятся за неосуществимымъ, не стремятся нагрузить учащихся всякими знаніями на все возможные слу- чаи, а постоянио имѣютъвъвиду блигкайшія практическія по- требности и въ своихъ спеціальныхъ школахъ учатъ только тому, что прямо нужно въ жизни; поэтому, далеко не во всякой коммерческой школѣ нреподаются всѣ перечисленные предметы, а только тѣ, которые считаются по мѣстнымъ условіямъ наиболѣе необходимыми для будуіцей практической дѣятельности учащихся. ІІо свѣдѣніямъ, собраннымъ Полемъ Пасси, который былъ командированъ французскимъ прави- тельствомъ для изученія американскихъ коммерческихъ школъ, каждый изъ упомянутыхъ предметовъ преподавался въ слѣ- дующемъ числѣ Ьи8Іпе88-со11е§ез: бухгалтерія въ261 школѣ, каллиграфія—въ 257 школахъ, торговое право—въ 244, корреснонденція— въ 233, банковыя операціи—въ 215, по- лигическая экономія—въ 162, математика—въ 152, стено- графія—въ 105, страховое дѣло—въ 102, рисованіе—въ 92, нѣмецкій языкъ—въ 67, телеграфія— въ 60, французскіи языкъ—въ 48, землемѣріе—въ 45, наконецъ, испанскій языкъ—только въ 25 школахъ. Такимъ образомъ, планы этихъ школъ, даже относительно числа входяіцихъ въ курсъ ихъ спеціальныхъ предметовъ, весьма сильно различаются между собою. Объ единообразіи программъ преподаванія от- дѣльныхъ предметовъ, при этомъ условіи, само собою разу- мѣется, не можетъ быть и рѣчи. Д. Моревъ. СЧЕТОВОдство иотчетностьжелѣзнодорожныхъ обществъ*). Главныя основанія счетоводсгва и отчетности. 16) Выраженное коммиссіей условіе о неподчиненіи въ счетномъ отношеніи контроля сборовъ общей бухгалтеріи (§§ 9—11 гл. осн. счет. и отч.) едва ли имѣетъ какое либо серьезное основаніе, въ виду того, что на этомъ учрежденіи лежитъ дишь одна изъ функцій счетоводства (учетъ дохо- довъ); выдѣленіе же доходнаго счтоводства въ самостоятель- ное учрежденіе, при соединеніи всѣхъ прочихъ видовъ сче- товодства — матеріальнаго п расходнаго — въ бухгалтеріи, равносильно образованію лишней счетной инстанціи. ІІримѣръ западно-европейскихъ и въ особенности амери- канскихъ желѣзныхъ дорогъ, а также и нѣкоторыхъ русскихъ указываетъ на полную возможность объединенія расходнаго и доходнаго счетоводства въ общей бухгалтеріи, что не исклю- чаетъ возможности суперревизіи всѣхъ финансовыхъ опера- цій, какъ доходныхъ, такъ и расходныхъ, на основаніи началъ фактическаго и документальнаго контроля. Независимо отъ этого, при существованіи особаго сче- товодства въ контролѣ сборовъ, нельзя видѣть полной кар- тины финансоваго состоянія дороги изъ баланса за извѣст- ный годъ. Не всѣ обороты доходнаго счетоводства фигури- руютъ въ этомъ балансѣ, а лищь тѣ изъ нихъ, которые вполнѣ отсчитаны контролемъ; полная же картина получается лишь послѣ сложенія всѣхъ оборотовъ бухгалтеріи и кон троля сборовъ. Недостатка этого, впрочемъ, можно избѣгнуть пред- ставленіемъ при годовыхъ отчетахъ баданса счетовъ кон- троля сборовъ, въ видѣ органическаго приложенія. 17) Въ балансъ не введены нѣкоторые счета, связанные съ отчетностью контроля сборовъ, напримѣръ, нерѣшенныя статьи по разсчетамъ съ чужими дорогами, счета станцій и т. д., доходящіе иногда до значительныхъ денежныхъ раз- мѣровъ въ своихъ оборотахъ. Отсюда можно было бы заключить, что означенные счета входятъ въ составъ прочихъ перечисленныхъ подраздѣленій баланса. Между тѣмъ, выдѣленіе другихъ счетовъ контроля сборовъ — какъ, напримѣръ, счета наложенныхъ платежей, текущихъ счетовъ и переборовъ, — дѣлаетъ настоящую ре- дакцію бзланса непослѣдовательной и вызываетъ недоразу- мѣнія. Такъ, неясно, слѣдуетъ ли въ числѣ дебиторовъ по сборамъ (36 20 В. а) показывать отдѣльно выправки кон- троля сборовъ, товары въ путп, дебеты службъ по служеб- нымь перевозкамъ или же показывать ихъ нужно въ общей суммѣ; точно также невыяснено, почему именно отдается предпочтеніе этимъ выдѣленнымъ счетамъ предъ невыдѣлен- ными изъ общихъ дебиторовъ и кредиторовъ по сборамъ? Намъ кажется, что если бы къ балансу былъ приложенъ до- полнительный балансъ по всѣмъ оборотамъ сборовъ (см.п. 16), то въ этихъ счетахъ не представлялось бы надобности, такъ какъ всѣ данныя заключались бы въ одномъ счетѣ. 18) На основаніи § 43 гл. осн. счет. и отч. въ книгахъ и счетахъ желѣзнодорожныхъ обіцествъ должны заключаться, между прочимъ, полныя числовыя данныя о всемъ имуще - ствѣ дороги (г) и о состояніи долговъ общества прави- телъству по гарантіи и по есудамъ (е). На этомъ осноканіи, п балансъ долженъ былъ бы быть составленъ такимъ образомъ, чтобы, не прибѣгая къ выбор- камъ, можно было видѣть имущество дороги и долги прави- телъству, между тѣмъ, эта цѣль не достигнута. Общая сумма актива не составдяетъ еще имущества, такъ какъ въ активѣ числятся оборотныя статьи, ностороннія сред- ства, дефициты эксплоатаціи и др. Изъ этого слѣдуетъ, что дѣйствительное имущество должно быть выдѣлено изъ общаго итога актива. Такимъ имуществомъ могутъ быть признаны лишь: а) стоиаость сооруженій изъ коихъ бы то ни было источниковъ, б) кассовыя средства, в) матеріалы, запасы и инвентарь, г) дебеторы-экстерны. Точно также изъ общей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2