Счетоводство, 1890, № 1-42

ведено значительное время,—во всякомъ случаѣ, гораздо большее, чѣмъ въ коммерческихъ училищахъ Петербурга, гдѣ товарная торговля далеко не занимаегь такого господ- ствуніщаго воложенія, гдѣ, на ряду съ нею, весьма сильно развиты банковыя, страхокыя, траиспортныя, экспедиціонныя, биржевыя и другія операціи, не приводящія въ непосред- ственное соприкосновеніе съ товарами. Далѣе, матеріалъ по товаровѣдѣнію, предлагаемый ученикамъ въ Московскихъ и Петербургскихъ училищахъ, долженъ быть различенъ не только въ количественномъ, но и въ качествеиномъ отно- шеніи. Никто, я думаю, не будетъ оспаривать того поло- женія, что хорошо познакомить учениковъ со всѣми това- рами, обращающимися въ торговлѣ, нѣтъ возможности. Необ> ходимость заставляетъ ограничиваться только тѣми видами товаровъ, которые играютъ особенно важную роль въ мѣст- ной торговлѣ. Такими товарами въ Москвѣ, какъ главномъ центрѣ фабричнаго района, являются мануфактурныя издѣлія, а въ Петербуріѣ, какъ портовомъ городѣ,—сырые продукты, составляющіе главнѣйшія статьи экспорта: хлѣбъ, ленъ, кожи и проч. Отсюда слѣдуетъ, что и объемъ и программы преподаванія товаровѣдѣнія не могутъ и не должны быть одинаковыми для коммерческихъ училищъ Москвы и Петер- бурга. Къ тому же выводу мы придемъ и относительно преподаванія счетоводства, т. е. коммерческой ариѳметики и бухгалтеріи, если будемъ принимать въ соображеніе мѣстныя условія и потребнЬсти торговой дѣятельности. Пре- подаваніе коммерческой ариѳметики и бухгалтеріи будетъ идти съ полнымъ успѣхомъ лишь въ томъ случаѣ, если ученики будутъ хорошо ознакомляемы съ сущностью тѣхъ операцій, изъ которыхъ вытекаютъ разсчеты и записи въ книгахъ; иначе счетоводство будетъ представлять нѣчто отвлеченное, оторванное отъ почвы, мало-интересное и мало-понятное для учениковъ. Въ виду указаннаго выше болыпаго разнообразія торговой дѣятельности Петербурга, сравнительно съ Москвой, въ Петербургекихъ коммерческихъ училищахъ преподаванію коммерческой ариометики и бухгалтеріи слѣдуетъ давать болыпе мѣста въ ряду другихъ спеціальныхъ предметовъ, чѣмъ въ Московскихъ. Опущеніе изъ программы Московскихъ училищъ, или очень краткое прохожденіе нѣкоторыхъ отдѣ- ловъ коммерческой ариѳметики и бухгалтеріи, напримѣръ, векеельныхъ и фондовыхъ арбитражей, приложенія двойной бухгалтеріи къ банковому дѣлу, будетъ не особенно вредно отражаться на будущей дѣятельности учениковъ; между тѣмъ, въ Петербургѣ, гдѣ, какъ показалъ опытъ Петровскаго учи. лища, около 30°/о окончившихъ курсъ находятъ себѣ за- нятье въ банкахъ и банкирскихъ конторахъ, такое опущеніе было-бы вееьма не желательно. Но ознакомленіе съ арбитра- жами, началами банковаго счетоводства и другими опера- ціями, занимающими видное мѣсто въ торговой дѣятельности Петербурга, требуетъ значительно болыпе времени, чѣмъ удѣляется тенерь на уроки коммерческой ариѳметики и бух- галтеріи. Изъ сказаннаго слѣдуетъ, что учебный планъ сче- товодства и программы коммерческой ариѳметики и бухгал- теріи также не могутъ быть совершенно тождественными въ Московскихъ и ІІетербургскихъ училищахъ. Нреподаваніе коммерческой географіи, какъ науки, зна- комящей съ экономическими условіями торговли, мѣстамв производства и сбыта продуктовъ, средствами сообщеній и проч., также должно приепособляться къ мѣетньшъ потреб- ностямъ и не можетъ быть одинаково по объему и мате- ріалу въ Москвѣ и Петербургѣ. Тѣ отдѣлы этой науки, зна- комство съ которыми является дѣломъ первостепенной важ- ности для петербургскихъ коммерсантовъ,—напримѣръ, все, что относится къ мореходству, морской торговлѣ и морскимъ промысламъ,— имѣютъ мало значенія для Москвы; наоборотъ, обстоятельное знакомство съ ярмарками и условіями ярма- рочной торговли, весьма важное для Москвы, не составляетъ необходимости для Петербурга, коммерсанты котораго почти совсѣмъ не ѣздятъ на ярмарки, за исключеніемъ развѣ Ни- жегородской. Вообще, въ программу московскихъ училищъ по коммерческой географіи слѣдуетъ вносить съ особенноЛ подробностью все, что относится къ внутренней торговлѣ, а петербургскихъ — преимущественно то, что касается внѣшней. Обращаясь къ послѣднему изъ упомянутыхъ выше спе- ціальныхъ предметовъ—къ коммерческой корреспонденціи, нельзя не замѣтить, что Петербургу, какъ портовому городу, приходится вести болѣе разнообразную корреспонденцію на иностранныхъ языкахъ, чѣмъ Москвѣ. Въ виду этого, на преподаваніе корреспонденціи въ петербургскихъ училищахъ нужно обращать болѣе вниманія; ее слѣдовало-бы, для пользьі дѣла, поставить самостоятельно, выдѣливъ изъ другихъпред- метовъ, на урокахъ которыхъ она нынѣ проходится. Изъ всего сказаннаго можно, кажется, вывести слѣдующіе- три главныхъ тезиса: 1) По отношенію къ предметамъ общеобразователъ- наго курса желательно болъшее единообразіе учебныхъ плановъ и программъ въ существующихъ у насъ коммер- скихъ училищахъ. 2 ) Усвоеніе или копированіе учебнаю плана и про - граммъ реальныхъ училищъ не можетъ бъгть признано щьлесообразнымъ средствомъ для достиженія ѳтого еди- нообразія. Коммерческимъ училищамъ нуженъ свой осо- бенный планъ общеобразовательнаю курса, болѣе при - способленгіый къ спеціальной ихъ задачѣ. Ъыработать такой планъ лучше всего можно путемъ согласованія су- ществующихъ плановъ разньгхъ коммерческихъ училищъ. 3 ) ТІо отношенгю къ новымъ языкамъ и большинству спеціальныхъ предметовъ каждое коммерческое училище должно выработывать свои особьге учебные планы и про- граммы, примѣняясъ къ особеннымъ условіямъ и потребно- стямъ мѣсггтой торговли. Практика русскихъ и иностранныхъ коммерческихъ учи- лиіцъ средняго типа вполнѣ подтверждаетъ послѣдній тезисъ. Учебные планы спеціальныхъ курсовъ всюду весьма сильно отличаются одни отъ другихъ, и мнѣ неизвѣстно ни одного государства, въ которомъ былъ бы принятъ однообразный планъ для всѣхъ среднихъ коммерческихъ училиіцъ. Не оста- навливаясь на существушщихъ различіяхъ въ устройствѣ спеціалышхъ курсовъ русскихъ и западно европейскихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2