Счетоводство, 1890, № 1-42
ротиаго капитала, у него остаются еще свободныя' средства. Но эти суммы, какъ бы онѣ ни были помѣщены, не соста- вдяютъ торговаго капитала. Относительно этихъ капиталовъ коммерсантъ становится просто финансистомъ или капитали- стомъ и получаетъ отъ нихъ проценты, смотря по способу помѣщенія этихъ капиталовъ, независпмо отъ его торговаго предпріятія. Въ данномъ случаѣ, фтансовые барыши, такъ 'Сказать, присовокупляются къ барыінамъ коммерческимъ-, но здѣсь мы имѣемъ дѣло съ совершенно особымъ счетовод- «твомъ, не имѣющимъ ничего общаго съ оиераціями торго- ваго предпріятія. I X . Цодписка на періодическія, спеціалъныя или техни- ческія изданія и ежеюдные расходы на общіе интересы торювли и промышленноспш. Расходы этого рода, правиіыю иовторяясь изъ года въ годъ и представляя всегда неизмѣнную сумму за извѣстный періодъ времени, пріобрѣтаютъ характеръ неподвижности, который позволяетъ отнести ихъ къ несокращаеяымъ рас- ходамъ. Это какь бы налогъ, который вызывается извѣст- нымъ общественнымъ положеніемъ. Его приходится платить, но, въ то же время, олѣдуетъ его отнестн къ числу расхо- довъ по предпріятію. П римѣчаніе. Могутъ встрѣтиться и другіе расходы, которые равнымъ образомъ могли бы быть отнесены къ об- щимъ расходамъ, но мы нолагаемъ, что-мы достаточно ясно выразили нашу мысль относитеіьно этого рода расходовъ, и всякій промышленникъ или торговецъ въ состояніи отнести къ этой категоріи все то, что будетъ яосить вышенамѣ- ченный нами на разныхъ примѣрахъ характеръ ненодвиж- ности. А затѣмъ мы переходимъ къ измѣняющимся общимъ расходамъ. (Продолженіе слѣдуетъ). ВОПРОСЫ коммерческаго образованія *). Что касается спеціальныхъ предметовъ коммерческаго курса, то по отношенію къ нимъ единообразіе учебныхъ плановъ и установленіе нормальныхъ программъ не только не цѣлесообразны, но и прямо вредны для дѣла. Правда, и среди спеціальныхъ предметовъ есть такіе, которые носятъ болѣе теоретическій характеръ,—какъ, нанримѣръ, исторія торговли, политическая экономія и законовѣдѣніе. Объемъ препод?ванія этихъ предметовъ можетъ быть установленъ для всѣхъ училищъ одинаковый. Нельзя того же сказать от- носительно всѣхъ другихъ предметовъ спе.ціальнаго курса: товаровѣдѣнія, коммерческой ариѳметики, бухгалтеріи, ком- мерческой географіи и корреспонденціи. Всѣ они имТ.ютъ болѣе практическій характеръ и преслѣдуютъ задачу— болѣе или менѣе прямо подготовить учащихся къ ихъ будущей коммерческой дѣятельности. Но нонятіе коммерческой дѣя- тедьности, вь обширноыъ смыслѣ, обнимаетъ многіе различные виды и отрасли: кромѣ товарной торговли, она заключаетъ коммиссіонное, экспедаціонное, транспортное, страховое и банковое дѣло, биржевыя операціи и проч. Средняя коммер- ческая школа не можетъ брать на себя задачу подготовить молодыхъ людей ко всякаго рода коммерческой дѣятельности, ко всѣмъ ея видамъ и отраслямъ, потому что на всѣ спе- ціально коммерческіе иредметы въ ней назначается отъ 27 до 33 уроковь въ недѣлю въ обоихъ остаршихъ клаосахъ. При такихъ условіахъ, гнаться за многимъ —значитъ не до- стигать почти ничего основательнаго. Между тѣмь, ко вся- кой спеціальной школѣ справедливо предьявляется требованіе, если не вполнѣ подготовить молодыхъ людей кь практикѣ, то, по крайней мѣрѣ, возможно болѣе облегчить имъ занятіе въ жизни тою профессіею, къ которой они готовятся въ школѣ. Какъ же средняя комиерческая школа лучше всего можетъ удовлетворить этому требованію, при указанноѵіъ выше маломъ количествѣ времени и разнообразіи коммерческихъ нрофессій? Она лучше всего выполнитъ свое назначеніе, если пе будетъ разбрасываться, если не будетъ стараться приго- товить молодыхъ людей ко всякимъ видамъ коммерческой дѣятельности, а сосредоточится преимущественно на подго- товкѣ къ тЬмъ отраслямъ коммерціи, когорыя явічются пре- обладающими вь данной мѣстности. При обширности нашего отечества, коммерческая дѣятеіьиость въ різныхь мѣстно- стяхъ имѣеть своа особые виды, формы и условія; разлачны какъ предметы торговли, такъ и способы сообщеній и тор- говые обычаи. Учебные планы и программы перечисленныхъ выше спеціальныхъ предиетовъ вь каждоиъ коммерческомъ училиіцѣ должны приспособляться къ мѣстныиъ условіямъ и потребностямъ торговли. Если же они будутъ построены по одному шаблону, если во всѣхъ училищихъ будутъ прохо- дить по этимъ прикладныиъ наукамъ одно и тоже и въ оди- наковомъ объемѣ, то на практикѣ окажется, что оканчи- вающіе курсъ будутъ во многихъ отношеніяхъ нагружены излишнимъ балластомъ, не имѣющимъ приложенія къ ихъ дѣятеіьности, а многое такое, что состакляетъ для нихъ по мѣстнымъ условіямъ предметъ первой необходимости, будетъ или соверіпенно опуіцено, или пройдено поверхностно, лишь въ самомъ общемъ видѣ. Чгобы іучше выяснить необходиность приспособленія учеб- ныхь плановь спеціальныхъ предметовъ къ мѣстнымъ усло- віямъ и особеняостямъ торговли, возьмемъ для сравненія Москву и Пегербургъ и сдѣлаемъ бѣглыіі обзорь тѣхъ осо- бенностей ихь коммерческой дѣятельности, которыя необхо- димо должны вліять на объемъ преподаванія разныхъ спе- ціальиыхъ предметовъ, а слѣдовательно на ихъ учебпый планъ, нв говоря уже о программахъ. Москва являет^я глав- нымъ внутренниігь рынкоиъ; товарная торговдя занимаеть въ ней господствующее положеніе; другія отрасли коммерче- ской дЬятельности, можно сказать, тонуть въ ней, являются мало замѣтными, если сравнивать ихъ по количеству погло- щіемыхъ ими силъ. Очевидно, здѣсь на ознакоміеніе учени- ковъ съ главнымъ предиетомь ихъ будущей вѣроятной дѣя- тельности— съ товарами —должно быть обраіцено особенное вниманіе, и преііодаванію товаровѣдѣнія должно быть от-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2