Счетоводство, 1890, № 1-42
Дѣдо въ томъ, что на этой же пристани нодвизается конкуррирующая фирма, закупавшая на цѣны, которыя будутъ существовать въ этотъ моментъ. И вотъ, чтобы «подвести» своего конкурента, фирма рѣшается на пере- плату, дишь бы вызвать искусственное повышеніе цѣнъ. Очевидно, конкуррентъ, обязанный расплачиваться по этимъ повышеннымъ цѣнамъ, не въ состояніи выдержать соперничества съ сильнымъ противникомъ. Аналогичныхъ примѣровъ можно привести много. Но для характеристики достаточно нриведеннаго. Обыкно- венно къ сдѣлкамъ на будущія цѣны болѣе всего склонны мелкіе торговцы, перекупщики, которыхъ, въ послѣднее время, развелось сверхъ числа и мѣры. Большинство этихъ мелкихъ предпринимателей—бывшіе приказчики и ремесленники, соблазненные былыми прибыльными годами нашей торговли и возымѣвшіе желаніе расторговаться на собственный рискъ и страхъ. Бросивъ свои прежнія занятія, они съ малымъ капитальцемъ спѣшатъ запи- саться въ купцы. Нужды нѣтъ, что не всѣ они имѣютъ на то призваніе, навыкъ и способностъ... Торговать, ви- дите ли, дѣло шуточное; легче, чѣмъ ремесленничать, прибыльнѣе, чѣмъ служить, а главное — независимѣе. На самомъ же дѣлѣ, конечно, всѣ эти выгоды мнимыя, и этихъ торговцевъ вскорѣ постигаетъ самое жестокое ра- зочарованіе... Вотъ эти то мелкіе предприниматели, само собою разумѣется, предпочтутъ скорѣе довольствоваться малыми барышами, лишь бы не подвергатьея риску, со- пряженному съ колебаніями цѣнъ между моментами по- купки и продажи. Покупать на будущія цѣны, по ихъ мнѣнію, много вѣрнѣе, а главное безъ риску. Купивъ такимъ образомъ, я не переплачу въ цѣнѣ противъ дру- гихъ, такъ что, торгуя на одномъ и томъ же базарѣ, въ одномъ и томъ же городѣ или мѣстечкѣ и однимъ и тѣмъ же продуктомъ, я заблаговременно защищенъ уже отъ возможныхъ убытковъ. Это толстодумство со- ставляетъ характернѣйшую черту нашего торговаго сосло- вія. Всѣ норовятъ нажиться какъ можно скоропалитель- нѣе и притомъ безъ риску, навѣрняка. При такихъ обстоятельствахъ возможна ли нреднріимчивость, мысли- мы ли смѣлый полетъ и широкое развитіе торговли? Считаю умѣстнымъ оговориться. Выступая противни- комъ сдѣлокъ на будущія цѣны, я не отрицаю ихъ безу- словно и огульно. Охотно допускаю нѣкоторыя исключе- нія. Но исключеніе, какъ извѣстно, лишь подтверждаетъ общее правило. Такія исключенія, напримѣръ, можно допустить для помѣщиковъ, при продажѣ обмолоченнаго зерна скупщи- камъ, когда результатъ урожая еще не выяснился, а про- давать и получать задатки необходимо. Но, приэтомъ, отсрочить окончательное назначеніе цѣнъ можно лишь на самый короткій срокъ,—наиримѣръ, на недѣлю-двѣ, но отнюдь не надолго и, во всякомъ'случаѣ, не ссылаться на цѣны, какія будутъ къ этому времени у другихъ. Вообще, допустить эти исключенія можно лишь съ край- нею осмотрительностью, со строгимъ разборомъ лицъ и мѣстъ и на самые короткіе сроки. Остается еще выяснить, которой сторонѣ — продавцу или покупателю — болѣе выгодно производить сдѣлки «на цѣны». Трудно категорически отвѣтить на этотъ вопросъ, важно лишь знать: при какихъ обстоятельствахъ проис- ходила сдѣлка? Если рынокъ переполненъ покупателями, а продав- цовъ мало, то продавцы, естественно, дѣлаются требо- вательнѣе. Но покупатели крѣпятся и цѣны не прибав- ляютъ. Происходитъ нѣкоторая заминка въ дѣлахъ. Чтобы побудить покупателей къ закупкамъ, продавцы, разсчитывая на дальнѣйшее повышеніе, нредлагаютъ по- купателямъ сдѣлку на будущія цѣны. Въ виду неотлож- ности закупокъ, покупатели вынуждены согласиться на это условіе. И наоборотъ. Если рынокъ кишитъ продавцами, а наплывъ покупателей крайне ограниченъ, то нродавцы предлагаютъ продать на самыхъ льготныхъ условіяхъ, лишь бы сбыть товаръ. Въ этихъ видахъ продавецъ продаетъ на долгій срокъ или продаетъ на буду- щія цѣны. Обыкновенно, во второмъ случаѣ, прибав- ляется еще такое условіе, что продавецъ несетъ рискъ отъ пониженія цѣнъ въ будущемъ. Въ этомъ случаѣ, очевидно, гарантія вся на сторонѣ покупателя. Если въ будуіцемъ цѣна повысится—онъ ничего не прибавляетъ, если понизится — продавецъ обязанъ ему доплатить разницу. Такимъ образомъ, основною причиною погони за бу- дущими цѣнами является недовольство существующими цѣнами, вызываемое ненормальнымъ состояніемъ рынка. Но не цѣлесообразнѣе ли торговцу быть устойчивѣе во взглядахъ, при совершеніи купли или нродажи, и из- бѣгать тягостной неопредѣленности, создаваемой буду- щими цѣнами? Въ этомъ его прямой разсчетъ. Если не подходитъ (выражаясь коммерческимъ языкомъ) безъ- убыточно продать или нѣтъ покуда видовъ повыгоднѣе купить, то лучше продать по существующимъ цѣнамъ. При этомъ не слѣдуетъ смущаться даже и возможною невы- годностью сдѣлки. Нужно твердо памятовать, что убы- токъ такой же естественный результатъ всякой торговой операціи, какъ и прибыль. Прибыль или убытокъ—это два неразлучныхъ спутника всякой торговой нроизводи- тельности. Особенно скорбѣть о потеряхъ на единичной операціи не слѣдуетъ. Потеря одной операціи можетъ возмѣститься прибылью отъ другой. Еромѣ того, убы- токъ, какъ и всякая неудача, является урокомъ и і іо -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2