Счетоводство, 1890, № 1-42

Необходимостъ ттодобнаго учрежденія у насъ очевидна. Но, создавая правила организацш этого института, не слѣдуетъ унускать изъ виду своеобразныя условія нагаей жизни. Прежде всего, необходимо обставить разумными гарантіями полученіе званія присяжнаго счетовода. Из- вѣстно, съ какою легкостыо званіе счетовода пріобрѣ- тается у насъ теперь. Только лѣнивый не присваиваетъ себѣ этого званія, если только это ему выгодно. У насъ развелась дѣлая орда учителей, преподающихъ устно и письменно предметъ, въ которомъ они ничего не понима- ютъ. Выдача дипломовъ стала предметоМъ лавочной тор- говли, а самый дипломъ удостовѣряетъ не знаніе предмета (такъ какъ нерѣдко обладатель диплома даже не твердъ въ грамотѣ), а лигаь фактъ состоявшейсякупли-продажи. Необ- ходимо, чтобы званіе присяжнаго счетовода и у насъ пред- ставляло ручательство знанія, опытности и добросовѣстно- сти. Не кумовство и протекція, а лигаь знаніе должио быть фундаментомъ, на которомъ должно воздвигнуться у насъ это учрежденіе, если ему суждено когда либо осѵще- ствиться. Въ этомъ отногаеніи печальный примѣръ обще- ства для распространенія коммерческихъ знаній обязываетъ насъ къ особой осторожности и мнительности. Въ самомъ дѣлѣ. Учредилось общество, отъ котораго, судя по на- чалу, мы вправѣ были ожидать очень многаго. И что же? Обіцество существуетъ еще безъ году недѣлю, а оно уже паканупѣ распаденія. То, чего слѣдовало опасаться, слу- чилось. Хорогаія начинанія смѣнились раздоромъ мелкихъ самолюбій и преслѣдованіемъ личныхъ интересовъ. На каждомъ шагу начали сказываться нагаа неподготовлен- ность къ общественной жизни, недостатокъ нравственной дисциплпны и чувства долга, умственная неразвитость многихъ членовъ, желавгаихъ, однако, играть въ обіце- ствѣ роль не по разуму. Сплогаь и рядомъ стали возни- кать препирательства изъ-за вопросовъ, не стоющихъ выѣденнаго яйца и, во всякомт. случаѣ, ничего обіцаго не имѣющихъ съ коммерческими знаніями. И вотъ, благо- даря всему этому, гибель общества неминуема, если только члены не возьмутся за серьезное выполненіе своей задачи. Впрочемъ, къ стыду болыпинства петербургскихъ бухгал- теровъ мы должны сказать, что не отъ нихъ ждемъ мы прогресса въ дѣлѣ коммерческихъ знаній. Если правду сказать, то къ наукѣ они не чувствуютъ никакого при- званія. Представители этого болыпинства или сиволапые вахлаки, не тронутые никакою культурою, или мелкотрав- чатые хлыщи и гамены, для которыхъ весь идеалъ циви- лизаціи заключается въ куцой жакеткѣ и шансонетныхъ куплетахъ. Что имъ наука и они наукѣ?.. А если и по- падаются отдѣльные субъекты, грѣшившіе во дни моло- дости прикосновенностью къ наукѣ, то у нихъ непомѣрно развита шигака самомнѣнія. Имъ ли, упергаимся лбомъ въ геркулесовы столбы всяческой премудрости, да взяться за книжку и подъучиваться? Да развѣ есть что либо имъ невѣдомое и ихъ уму непостижимое?.. Но гдѣ бы у насъ идея объ институтѣ присяжныхъ счетоводовъ ни пустила корней, вѣрно то, что она изо дня въ день все больгае крѣпнетъ въ нагаемъ обществен- номъ сознаніи, получаетъ все болыпую ясность и пріобрѣ- таетъ право гражданства. Остается пожелать, чтобы часъ претворенія идеи въ дѣйствительность наступилъ какъ можно раныпе. Будемъ содѣйствовать ускоренію этого момента. СЧЕТОВОДНЫЕ «ИЗОБРШТЕЛИ» *). п і . Г . Езерскій, который не можетъ вспомнить безъ пѣны у рта о двойной системѣ, всегда обнаруживалъ злобную ненависть и ко всѣмъ другимъ системамъ, конечно, кромѣ пресловутой «тройной». 0 системахъ простой, англійской, нормальной, одинарной онъ обыкновенно отзывался не иначе, какъ пренебрежительно и сурово. И вдругъ, этотъ самый г. Езерскій ополчается въ защиту всѣхъ системъ безъ различія и выставляетъ требованіе, чтобы головубѣд- наго ученика пичкали всѣми «системами» безъ исключе- нія. Чѣмъ объяснить такое внезапное проникновеніе нѣж- ными чувствами къ тому, что вчера еще г. Езерскій тре- тировалъ свысока? Еакъ понять этотъ неожиданный на- плывъ великодуганыхъ порывовъ у человѣка, который при- выкъ относиться ко всякому противоположному мнѣнію лигаь съ точки зрѣнія непримиримой лавочной конкур- ренціи?1 Не нужно обладать особенною проницательностыо, что- бы разгадать сокровенныя цѣли этого стратегическаго маневра. Г. Езерскій не настолько наивенъ, чтобы раз- считывать, что «тройная система» когда либо проник- нетъ въ жизнь силою внутреннихъ достоинствъ. Но онъ и не настолько самоотверженъ, чтобы отказаться отъ хотя и сомнительныхъ, но не безвыгодныхъ лавровъ «изобрѣта- теля». Онъ очень хорогао знаетъ, что времениый успѣхъ можетъ создать себѣ и чисто шарлатанское «изобр ѣтеніе> ............................................ Конечно, впослѣдствіи явится безпристрастный судъ исторіи и произнесетъ безпощадный приговоръ. Но пока улиткообразная «исторія», двигаясь черепашьимъ гаагомъ, явится со своимъ приговоромъ, про- ворные люди успѣваютъ устроить себѣ жизнь благополуч- ную, многодовольнуюивсякими земными благамипреизобиль- ную, правда, путями не всегда прямыми, но за то часто ведущими къ цѣли... И вотъ, чтобы проложить «тройной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2