Счетоводство, 1890, № 1-42

даже въ общихъ классахъ они не должны упускать изъ виду будущей профессіи своихъ учениковъ и обязаны по возмож- ности приноровлять общеобразовательный курсъ такъ, чтобы облегчить учащимся прохоя?деніе спеціальнаго курса въ стар- шихъ классах^. На практикѣ всѣ коммерческія училища, болѣе или менѣе правильно понимающія свою спеціальную задачу, такъ обыкновенно и дѣлаютъ: они уже съ самыхъ первыхъ классовъ стараются въ общеобразовательномъ курсѣ выдвинуть тѣ спеціальные элементы, на которые предъяв- ляетъ запросъ коммерческая практика: такъ, напримЬръ, въ виду усиленнаго спроса въ коммерческой средѣ на зна- ніе новыхъ языковъ, въ коммерческихъ училищахъ препо- даются не два, а три новые языка, и обученіе какому ни- будь одному изъ нихъ начинается съ приготовительнаго класса во всѣхъ училищахъ, при которыхъ таковой суще- ствуетъ; далѣе, учебные плапы и программы преподаванія математики, исторіи, географіи и естествовѣдѣнія выраба- тываются такъ, чтобы по возможности облегчить учащимся въ спеціальныхъ классахъ прохожденіе соотвѣтствующихъ этимъ наукамъ коммерческихъ предметовъ: счетоводства, исторіи торговли, коммерческой географіи и товаровѣдѣнія. Только такое приспособленіе и даетъ возможность успѣшно проходить спеціально коммерческіе нредметы въ то сравни- тельно малое время, какое обыкновенно на нихъ удѣляется. Если бы коммерческія училища не приспособляли своего общеобразовательнаго курса къ болѣе легкому и успѣшному изученію спеціальныхъ предметовъ, а усвоили бы себѣ, безъ всякихъ измѣненій, учебный планъ и программы реальныхъ училищъ, тогда основательное прохожденіе спеціальнаго ком- мерческаго курса потребовало бы въ полтора, а можетъ быть и въ два раза болѣе времени, чѣмъ на него удѣляется те- перь. Такимъ образомъ, учебный планъ и программы реальныхъ училищъ не могутъ быть сполна введены въ общихъ классахъ коммерческихъ школъ, безъ ущерба сиеціально коммерческому образованію. Вслѣдствіе этого, коммерческимъ училищамъ необходимъ свой особенный планъ, болѣе соотвѣтствующій спеціальной задачѣ коммерческаго образованія. Выработать наиболѣе цѣлесообразный, наиболѣе удовлетвгряющій прак- тическимъ задачамъ и потребностямъ планъ преподаванія обіцеобразовательныхъ предметовъ лучше всего могли бы сами дѣятели по коммерческому образованію на съѣздахъ. Поэтому, важнѣйшей задачей настоящаго перваго съѣзда, мнѣ кажется, было бы намѣтить, хотя въ самыхъ общихъ чертахъ, нормальный планъ преподаванія общеобразователь- ныхъ предметовъ и придти къ соглашенію относительно главныхъ вопросовъ; напримѣръ: 1) какіе предметы должны быть введены въ общеобразовательный курсъ всѣхъ коммер- ческихъ училищъ? 2) какіе изъ нихъ должны оканчиваться въ общихъ классахъ и преподаваніе какихъ необходимо про- должать въ спеціальныхъ классахъ? 3) какія особенности должны быть внесены въ учебный планъ и программы пре- подаванія новыхъ языковъ, математики, естествовѣдѣнія, исто- ріи и географіи, чтобы облегчить ученикамъ прохожденіе сне- ціальнаго коммерческаго курса? 4) Сколько времени, безъ ущерба для общаго образованія, можетъ быть отдѣлено на изученіе спе- ціально-коммерческихъ предметовъ? и ироч. Какъ ни скромна указанная выше задача, но и она не можетъ быть рѣшена безъ затрудненій. Главное препятствіе къ согласованію учеб- ныхъ плановъ представляютъ новые иностранные языки. Хотя во всѣхъ коммерческихъ училищахъ преподаются и обязательно изучаются три новыхъ языка: французскій, нѣ- меццій и англійскій, но практическая потребность въ нихъ не вездѣ одинакова. Портовые города нуждаются въ нихъ болѣе, чѣмъ внутренніе; особенно справедливо это въ отно- шеніи англійскаго языка; а потому требованіе отъ всѣхъ коммерческихъ училищъ одинаковой постановки преподаванія всѣхъ трехъ языковъ не имѣетъ достаточныхъ основаній. Самое болшее, чего можно было бы желать,—это соглаше- нія относительно общей суммы уроковъ на всѣ три языка, съ предоставленіемъ каждому училищу права распредѣлять эту сумму между отдѣльными языками, смотря по степени важности того или другаго изъ нихъ для данной мѣстности. Такимъ образомъ, сближеніе учебныхъ плановъ и про- граммъ преподаванія общеобразовательныхъ предметовъ въ коммерческихъ училищахъ, въ видахъ достиженія возможнаго единообразія, было бы полезно и желательно; но оно осу- ществимо лишь путемъ согласованія существующихъ теперь илановъ и программъ, а отнюдь не принятіемъ плановъ и программъ реальныхъ училищъ. Если почтенное собраніе со- гласно съ только что сдѣланнымъ выводомъ, то полезно было бы, не откладывая дѣла, теперь же избрать коммиссію изъ съѣхавшихся сюда представителей коммерческихъ училищъ для установленія тѣхъ общихъ основаній сближенія учебныхъ плановъ, о которыхъ упомянуто выше. Д. Моревъ. (Окончаніе слѣдуетъ). — ОТНОШЕНІЕ счетоводства къ политической экономіи *) Проф. Джіованни Мальоне. Имущество съ точки зрѣнія экономическо-хозяй- ственной. Когда рѣчь заходитъ о присущемъ человѣку стремленіи къ обогащеиію, то это стремленіе часто называютъ матеріа- лизмомъ, исходя изъ того неосновательнаго предположенія, будто единственною цѣлью человѣческой дѣятельности является стремленіе къ удовлетворенію матеріальныхъ потребностей, и будто въ этомъ заключается предметъ политико-экономиче- ской науки. Многіе склонны смотрѣть на человѣка, какъ иа существо возвышенное. Уносясь въ заоблачную высь поэтической мечты, они смотрятъ на человѣка сквозь туманъ философ- ской абстракціи. Ио они забываютъ, что въ борьбѣ за су- ществованіе, прежде всего, слѣдуетъ позаботиться объ удо- влетвореніи физическихъ потребностей, а затѣмъ уже—ин-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2