Счетоводство, 1890, № 1-42

настоящемъ учебномъ году; Петровскому и Александровскому училщцамъ также предложено министерствомъ Финансовъ ввести съ текущаго года новый планъ, во многихъ отноше- ніяхъ отличающійся отъ прежнихъ учебныхъ плановъ наз- ванныхъ заведеній, наконецъ, Одесское училище хлопочетъ о полномъ преобразованіи. Всѣ новѣйшія измѣненія, какъ произведенныя уже, такъ и предполагаемыя, нисколько не ведутъ къ согласованію учебныхъ плановъ и програмиъ; на- противъ, въ результатѣ получается во многихъ отношеніяхъ еще болынее ихъ различіе. Единственный пунктъ, по кото- рому всѣ училища пришли, повидимому, къ одинаковому убѣжденію, состоитъ въ признаніи необходимости, по край- ней мѣрѣ, 8-лѣтняго курса, пе считая приготовительнаго класса, для прохожденія общеобразовательныхъ и спеціаль- ныхъ предметовъ. Это видно изъ того, что въ старшихъ отдѣленіяхъ приготовительнаго класса въ Александровскомъ и отчасти въ Петровскомъ училищахъ проходится собственно курсъ перваго класса другихъ заведеній; новый нланъ Одес- скаго училища также вводитъ 8-лѣтній курсъ; наконецъ, Варшавское училище, вмѣсто одного приготовительнаго класса, съ настоящаго учебнаго года установило два, что съ двумя спеціальными и 4 классами общеобразовательныхъ учебныхъ заведеиій, по окончаніи которыхъ туда постуиаютъ, и со- ставитъ тѣ же 8 лѣтъ. Это обстоятельство является уже весьма важнымъ шагомъ къ сближенію учебныхъ плановъ и программъ суіцествующихъ коммерческихъ училищъ,—сбли- женію, требуемому ІІравительствомъ и интересами самаго учебнаго дѣла. При дарованіи ученикамъ Петровскаго учи- лища льготъ по отбыванію воинской иовинности, Государ- ственный Совѣтъ постановилъ, что «этилыоты сохраняются за названнымъ учебнымъ заведеніемъ до тѣхъ поръ, пока оно по объему преподаванія будетъ стоять не ниже С.-Пе- тербургскаго и Московскаго коммерческихъ училищъ». А такъ какъ учебный планъ Петровскаго и Александровскаго училищъ, по предложенію министерства Финансовъ, долженъ быть одинъ и тотъ же, то упомянутое требовавіе распро- страняется и на послѣднее заведеніе. Кромѣ одинаковыхъ льготъ по отбыванію воинской повинности, Правительство предоставило окончившимъ курсъ во всѣхъ коммерческихъ училищахъ (кромѣ Варшавскаго) равныя права и для по- ступленія въ высшія спеціальныя учебныя заведенія. Равен- ство дарованныхъ правъ и преимуществъ налагаетъ и оди- наковыя обязанности, въ смыслѣ одинаковаго общеобразова- тельнаго уровня. Польза самаго дѣла требуегь, если не пол- наго единообразія, то, по крайней мѣрѣ, сближенія и воз- можнаго согласованія учебныхъ плановъ и программъ по предметамъ общеобразовательнаго курса. При существующемъ разнообразіи каждое училище дѣйствуетъ изолированно, жи- веть своею особенною жизнью и руководствуется, по боль- шей части, лишь указаніями собственнаго оныта. Опыты другихъ училищъ по отношенію къ преподаванію отдѣль- ныхъ предметовъ мало поучительны, потому что препода- ваніе ведется при разныхъ условіяхъ. Успѣхи, достигаемые по какому либо нредмету въ одномъ училищѣ, недостижимы въ другомъ по недостатку времени, удѣляемаго на этотъ предметъ, и, слѣдовательно, не могутъ служить руковод- ствомъ или образцомъ для другаго училища или другаго пре- подавателя. Съѣзды дѣятелей по коммерческому образованію не будутъ приносить всей возможной пользы отъ взаимнаго общенія и обмѣна мыслей, пока не будетъ установлена одна общая почва для обсужденія вопросовъ, касающихся препо- даванія отдѣльныхъ предметовъ, другими словами,—пока не произойдетъ возможнаго сближенія учебныхъ плановъ разныхъ коммерческихъ училищъ. Это сближеніе не такъ легко осуществимо, какъ можетъ показаться съ перваго взгляда. Уже одно то обстоятельство, что коммерческія училища устроены и содержатся на част- ныя средства и находятся въ трехъ разныхъ вѣдомствахъ, служитъ весьма важнымъ препятствіемъ къ однообразиому устройству учебныхъ плановъ даже въ общеобразовательныхъ классахъ. Лица, недостаточно знакомыя съ постановкою учеб- наго дѣла въ коммерческихъ училиіцахъ и ближайшими ихъ задачами, могутъ возразить на это, примѣрно, слѣдующее: «въ чемъ же тутъ затрудненіе? пусть всѣ коммерческія учи- лища введутъ въ своихъ общихъ классахъ учебный нланъ и программы реальныхъ училищъ, и вопросъ относительно согласованія ихъ учебныхъ плановъ разрѣшится очень легко, такъ сказать, самъ собою». Но такое легкое рѣшеніе ока- залось бы не соотвѣтствующимъ ни желаніямъ купеческихъ обществъ, устроившихъ исключительно на свои средства и содержащихъ коммерческія училища, ни интересамъ самого коммерческаго образованія. Въ самомъ дѣлѣ, если бы вопросъ рѣшался такъ легко и просто, еслибы курсъ и планъ реальныхъ училищъ вполнѣ соотвѣтствовалъ желаніямъ ку- печества и потребностямъ коммерціи, въ такомъ случаѣ ку- печескимъ обществамъ не зачѣмъ было бы затрачивать сотни тысячъ на устройство своихъ особыхъ училищъ съ полнымъ общеобразовательнымъ курсомъ, а было бы совершенно до- статочно открытія однихъ спеціальныхъ курсовъ, на кото- рыхъ преподавались бы только коммерческія науки моло- дымъ людямъ, окончившимъ ученіе въ реальныхъ училищахъ. Устройство такихъ курсовъ обошлось бы купечеству въ 4 или 5 разъ дешевле. Не смотря на это, ни одно купеческое обіцество не сдѣлало такъ, а предпочло и теперь предпочи- таетъ (какъ показываютъ примѣры Петербурга и Москвы, недавно открывшихъ, а также Кіева, Харькова и Саратова, собирающихъ средства для открытія коммерческихъ училищъ съ полнымъ общеобразовательнымъ курсомъ) дѣлать гораздо болынія издержки, лишь бы устроить полныя самостоятель- ныя училища со своими особыми учебными планами даже въ обіцихъ классахъ. Чѣмъ же объясняется такое стремленіе? Очевидно, тѣмъ, что учебные планы и программы реальныхъ училищъ признаются со стороны купечества не совсѣмъ под- ходящими для подготовки къ спеціально коммерческому обра- зованію. Дѣло въ томъ, что реальныя училища, какъ заве- денія общеобразовательныя, иреслѣдуютъ исключительно обще- образовательныя цѣли и не могутъ имѣть въ виду чего либо посторонняго,—преслѣдовать какія либо спеціальныя задачи; между тѣмъ какъ коммерческія училища учреждены спе- ціально для приготовленія коммерческихъ дѣятелей, поэтому,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2