Счетоводство, 1890, № 1-42
Слѣдуюіцій номѳръ выйдетъ 30-го Октября. СЧЕТОВОДНЫЕ „ИЗОБРШТЕЛИ" *) • п. Преподаваніе счетоводства—дѣло первостепеннои важ- ностп и намъ лично очень близкое. ІІонятно, поэтому, съ какимъ нетерпѣніемъ ожидали мы открытія съѣзда, въ программу котораго входило, между прочимъ, и ком- мерческое образованіе. Позволительно было думать, что на съѣздѣ вопросы преподаванія счетоводства найдутъ и предварительную подготовку, и подобающую ностановку. Но уже въ первой нашей замѣткѣ мы вынуждены были... возложить всѣ надежды на слѣдующій съѣздъ... Отчего такъ мало мѣста и времени отведено было отдѣлу ком- мерческаго образованія, разъ польза и необходимость та- кого отдѣла была признана? Отчего во всѣхъ занятіяхъ ѳтого именно отдѣла господствовали путанница и безто- лочь? Никто въ точности не зналъ даже, гдѣ и когда будутъ доклады. Едва ли мы ошибемся, если этими неурядицами объяснимъ то, что, на всероссійскомъ съѣздѣ, отдѣлъ, имѣющій многочисленныхъ представителей, отличался крайнею малолюдностью, и что лигаь нѣкоторые особенно интересующіеся коммерческими знаніями спеціалисты, отъ вниманія которыхъ не могъ ускользнуть ходъ занятій отдѣла, могли принять участіе въ преніяхъ. Иначе, по- жалуй, даже пресловутый докладъ г. Езерскаго обошелся бы безъ преній... Далѣе, отчего оппонентамъ было пре- доставлено на возраженія лишь нѣсколько минутъ, когда такой срокъ безусловно недостаточенъ для сколько нибудь дѣльнаго выясненія серьезнаго вопроса? Наконецъ, отчего, пе въ примѣръ прочимъ докладамъ, едва дошла очередь до доклада г. Езерскаго, встрѣтились нѣкоторыя осо- бенныя обстоятельства, вслѣдствіе которыхъ пришлось сдѣлать измѣненіе въ обычной программѣ занятій отдѣла, и возраженія допускались не послѣ каждаго доклада особо , а лишь на доклады гг. Прокофьева и Езерскаго заразъ? Въ нѣсколько минутъ высказаться по двумъ до- кладамъ,связаннымъ между собоючисто мехаиически, трудно и далсе почти невозможно. Всѣ эти неустройства нельзя даже объяснить тѣмъ, что первый блинъ комомъ, потому что первый блинъ нисколько не мѣшалъ другимъ отдѣ- ламъ ввести въ занятіяхъ порядокъ и сдѣлать ихъ пло- дотворными. Слѣдовательно, тутъ были другія причины. Объ этихъ причинахъ высказывались вполнѣ опредѣленно и рѣшительно. Мы ихъ повторять не будемъ. Еакъ читателю уже извѣстно, сущность доклада г. Езерскаго сводится къ тому, чтобы вести преподава- ніе счетоводства по «всѣмъ системамъ», предоставивъ выборъ вѣрной системы ученику. Сколько же существуетъ «системъ?» «Какъ мы знаемъ, говоритъ г. Езерскій, существуютъ разныя системы счетоводства: простая, двой- ная, англійская, система балансъ-журналъ, тройная сис- тема». Кромѣ того, «въ Омскѣ, въ настоящее время, изобрѣтена новая система— «одннарная», въ Москвѣ — нормальная система и т. д .». Но и этого мало: если прислушаться къ' тому, что говорятъ практики, то мы узнаемъ, что, какъ у каждаго барона своя фантазія, такъ и «у каждаго практика имѣется своя собственная система». Но и этимъ не исчерпывается перечень системъ. Въ порывѣ великодушной щедрости, г . Езерскій обѣ- щаетъ намъ, что «можетъ быть завтра явится 20—80 новыхъ системъ». Очевидно, то, что возможно.«завтра», мыслимо и «иослѣзавтра». Итакъ, въ перспективѣ ве- ликое множество «системъ», плодящихся аки рыбы мор- скія, и по всѣмъ этимъ системамъ преподаватель долженъ вести преподаваніе счетоводства. Мы очень рады за г. Езерскаго, какъ педагога, и думаемъ, что изобрѣсти нѣчто болѣе оригинальное и самобытное поистинѣ не- возможно. Рады мы и за учениковъ г. Езерскаго, ио- тому что никакая классная комната не вмѣститъ въ себѣ всѣхъ формъ или системъ счетоводства, а голова уче- ника вмѣститъ и—что всего удивительнѣе — отъ этого не только не виадетъ въ совершенную прострацію, но еще въ состояніи будетъ размышлять о превосходствѣ тѣхъ или другихъ формъ. Такіе ученики, несомнѣнно, въ силахъ будутъ оцѣнить по достоинству, наряду съ прочими великолѣпными образцами эрудиціи своего учи- теля, и такой перлъ учености г. Езерскаго, умудряю- щагося «инвентарную книгу писать по всѣмъ существую- іцимъ «системамъ». На выраженное г. Вальденбергомъ недоумѣніе по поводу того, «какимъ образомъ можно составить три инвентаря по тремъ разнымъ системамъ, когда инвентарь есть простая опись имущества и для какой системы онъ написанъ—это все равно»—г. Езер- скій отвѣтилъ съ благороднымъ негодованіемъ: «это ли не нричина незнанія учениками г. Вальденберга бухгал- теріи, когда онъ самъ не знаетъ, какъ составляется инвентарь по каждой системѣ». Однако, г. Езерскій, иовѣдавшій міру много невиданныхъ дотолѣ изобрѣтеній, на этотъ разъ оказался очень сдержанъ и не сообщилъ намъ секрета инвентарной книги, составляемой различно для разныхъ системъ. Безъ сомнѣнія, своимъ ученикамъ онъ откроетъ эту тайну. Счастливые ученики: они бу- дутъ знать то, чего не вѣдаетъ никто! Всякій разъ, когда кто либо дерзаетъ—о, ужасъ!— не преклоняться предъ «тройною системою», г. Езер- скій безстрашно заявляетъ, что «здѣсь идетъ рѣчь не объ интересахъ науки, а о защитѣ доходовъ». Препо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2