Счетоводство, 1890, № 1-42
только шкодѣ,—въ шкодѣ практическаго опыта. Еъ сожа- лѣнію, школьные учителя обыкеовенно совершенно упу- скаютъ изъ виду различатьвъсчетоводствѣнауку отъ искус- ства, существенное отъ второстепеннаго. Мелочность и шаб- лонность примѣровъ, предіагаемыхъ учителями, совершенно некомпетентными въ счетоводствѣ, наконецъ, полная ру- тина въ пріемахъ преподаванія привели къ тому общепри- нятому убѣжденію, что познанія, пріобрѣтаемыя юношей по бухгалтеріи въ школѣ, не только безполезны, но и даже прямо вредны. <Вы говорите, что въ школѣ не проходили бухгалтеріи?» говоритъ коммерсантъ мододому человѣку, просящему мѣста— «тѣмъ лучше; въ такомъ случаѣ, не бу- детъ отъ чего отучивать васъ». Вотъ взглядъ, котораго держится бодыпинство коммерсантовъ! Но такъ какъ всякая профессіональная школа имѣетъ своимъ назначеніемъ приготовлять практическихъ дѣятелей, то система школьнаго обученія должна дать учащемуся та- кую подготовку, которая пригодидась бы ему въ дальнѣй- шей жизни. Спрашивается: какая же система преподаванія наиболѣе удовлетворяетъ указанной цѣли? Прежде всего, необходимо согласиться съ тѣмъ, что школа прекрасно можетъ дать учащемуся достаточныя свѣ- дѣнія по счетоводству, которыя оказались бы дѣйствительно пригодными для послѣдующей практической дѣятельности. Что бы тамъ ни говорили самоучки-счетоводы старой и, по правдѣ сказать, довольно таки нелѣпой школы,—для мо- лодаго человѣка, поступающаго въ контору, въ высшей сте- пени важно быть вполнѣ знакомымъ съ главнѣйшими принци- пами двойной бухгалтеріи еще раныне, чѣмъ ему придется приступить къ дѣлу. У болынинства счетоводовъ-практиковъ положительно не хватаетъ времени, по цѣлымъ часамъ, во время занятій, объяснять ученику начала счетоводства, ста- раясь, приэтомъ, примѣняться къ способностямъ ученика. Необходимо замѣтить, что отъ счетовода практика невоз- можно требовать, чтобы онъ сталъ на мѣсто ученика, про- никаясь его сомнѣніями и затрудненіями. Онъ уже такъ свыкся и сжился со своимъ дѣломъ, что ему трудно поста- вить себя въ положеніе человѣка, который о счетоводствѣ или никакого понятія не имѣетъ, или получилъ совершенно ошибочное понятіе. Въ теченіи перваго года или полутора лѣтъ ученикъ имѣетъ, по большей части, самыя смутныя понятія о началахъсчетоводства; онъ не можетъ разобраться въ томъ, что дѣлается вокругъ него, а, главное, онъ не въ состояніи отдать себѣ яснаго отчета о причтахъ , по ко- торымъ его заставляютъ дѣдать то или другое. Не подле- житъ сомнѣнію, что сотни учениковъ, пробывши въ счето- водныхъ бюро по двѣнадцати и по пятнадцати мѣсяцевъ, видятъ все, совершающееся вокругь нихъ, точно сквозь туманъ или сквозь закопченное стекло; между тѣмъ, систе- матическое занятіе въ бухгалтерской школѣ дало бы имъ возможность сознательно отнестись ко всему окружающему. Мы утверждаемъ это на основаніи фактовъ. Теперь скажемъ нѣсколько словъ о тѣхъ средствахъ, по- мощью которыхъ можно поставить школьное изученіе сче- товодства на надлежащую почву. Прежде всего учителямъ слѣдуетъ, въ интересахъ своихъ учениковъ, рискуя даже стать въ разрѣзъ съ самыми дорогими преданіями, отрѣ- шиться отъ предвзятыхъ мнѣній, будто они сами способны преподавать практическое счетоводство. Въ доброе старое время люди, не съумѣвшіѳ вести свои дѣла, шди въ учи- теля. Теперь это, слава Богу, отошло въ область преданій. Но зато и теперь еще всякій неудачникъ становится счето- водомъ. Это явленіекрайнененормальное. Пораположить ему конецъ. Учителямъ слѣдуетъ понять, наконецъ, что хорошо преподавать теорію и практику счетоводстваможетъ только человѣкъ, всю жизнь посвятившій этому дѣлу. Мы пола- гаемъ, что настоятельно необходимо произвести въ сред- нихъ и высшихъ школахъ коренную реформу, въ смыслѣ расширенія практической стороны образованія. Для пре- подаванія счетоводства слѣдуетъ приглашать опытныхъ сче- товодовъ, соединяющихъ знаніе теоріи съ практикою, не останавливаясь даже предъ сопряженнымъ съ этимъ увели- ченіемъ расходовъ. Этотъ излишекъ расходовъ окупится сторицею. (ІІродолженіе слѣдуетъ). ТЕОРІЯ И ПРАКТИКА СЧЕТОВЪ *) . Портфелъ векселей къ полуненію въ торговыхъ и промышленныхъ предпріятіяхъ. Вспомогательный журналъ движенія векселей къ полу- ченію разграфдяется такимъ образомъ, чтобы въ одной строчкѣ заключались всѣ свѣдѣнія, необходимыя по каж- дому отдѣльному векселю. Приводимъ образчикъ подобнаго журнала: Отъ кого || поступило || Номера. Родъ вен- селя. Мѣсто на-і писанія. 1 Время на- писанія. *Й ®® • 5 ° Й ф 8 и®83 ^ ео в , йм 5с»=в с ^ 3 а ■ * 3н * ы ев С 2 5 * Мѣсто платежа. Срокъ I платежа. С у м м ы. Част- ныя. Общія. Вышеприведенные заголовки графъ съ достаточною ясностыо показываютъ, какого рода свѣдѣнія доджны быть заносимы въ каждый столбецъ. Графовка стороны выхода векселей можетъ быть упрощена тѣмъ, что, во избѣжаніе повтореній, особые столбцы отводятся только для обозначенія нумеровъ, мѣста платежа, срока платежа и суммы его, такъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2