Счетоводство, 1890, № 1-42

Слѣдугощій номеръ выйдетъ 80-го Сентября. С О Д Е Р Ж А Н І Е . Институтъ присяжныхъ счетоводовъ въ Англіи. Теорія и практика счетовъ. Проф. Леотэ и Гильбо. Акдія, курсъ, спекуляція. А. Л. Преподаваніе счетоводства. Отношеніе счетоводства къ политической экономіи. Проф. Дж. Мальоне. Счетоводство земскихъ управъ. К. М. Шашина. Объявленія. ИНС Т ИТ УТ Ъ присяжныхъ счетоводовъ въ Англіи *). І У . Слѣдующею формальною ступенью, которую помощиикъ долженъ пройти, является щюмежупіочиый экзамеыъ. Для уясненія сущности этого экзамена, укажемъ вкратцѣ обязанности, которыя выпадаютъ на долю счетоводовъ. Даже между торговыми людьми можно нерѣдко встрѣтить странные и ошибочные взгляды на дѣятельность счетовода. Мы думаемъ, что всего лучше докаягемъ несостоятельность этихъ взглядовъ, представивъ краткій, но ясный очеркъ главныхъ отраслей счетоводной дѣятельности. Въ немногихъ словахъ обязанности присяжнаго счето- вода сводятся къ слѣдующему: 1) провѣркѣ всевозможныхъ счетовъ; 2) функціямъ куратора по дѣламъ о несостоятельности; 3) ликвидаціи товарищескихъ предпріятій; 4) веденію счетовъ по дѣламъ душеприкащиковъ и опе- куновъ, по раздѣлу имуществъ и пр.; 5) функціямъ третейскихъ судей по снорнымъ разсче- тамъ; 6) заключенію и провѣркѣ товарищескихъ и другихъ счетовъ и изслѣдованію счетовъ при окончательныхъ раз- счетахъ и въ случаѣ обнаруженія мошенничествъ и т. п. Соотвѣтственно этимъ обязанностямъ, приноравливаются занятія помощниковъ. Впродолженіе первыхъ двѣнадцати или восемнадцати мѣсяцевъ службы помощникъ обыкновенно занимается самыми простыми конторскими работами, какъ копированіе счетовъ, составленіе выписей изъ книгъ, скла- дываніе чиселъ, вычисленіе процентовъ и т. д. Когда у него накопилось достаточно опытности, чтобы понимать важ- ное значеніе безусловной аккуратности и строжайшей вни- мательности во всѣхъ частностяхъ поручаемыхъ ему ра- ботъ, а также чтобы понимать тѣ серьезныя послѣдствія, которыя каждая, новидимому, даже малозначущая ошибка можетъ имѣть какъ для патрона, такъ и для кліентовъ,— тогда помощникъ мало по малу переходитъ къ болѣе серьез- нымъ занятіямъ и допускается уже при разборѣ счетовъ, въ качествѣ младшаго сотрудника. Въ своихъ занятіяхъ онъ долженъ слѣдовать инструкціямъ патрона, который отвѣ- чаетъ за своихъ помощпиковъ и, соразмѣрно степени этой отвѣтственности, пользуется особымъ авторитетомъ. Обык- новенно ему поручаются такія занятія, какъ провѣрка ито_ говъ въ дневникахъ, кассовыхъ и другихъ счетныхъ кни- гахъ, присутствоваше при провѣркѣ переносовъ и сличеніи однѣхъ книгъ съ другими. ІІослѣ такихъ занятій въ теченіи нѣсколькихъ мѣся- цевъ, онъ можетъ уже усвоить цѣль и пріемы провѣрки; и если его патронъ онытный счетоводъ (какъ въ болыпин- ствѣ случаевъ и бываетъ), старающійся, притомъ, научать своего помощника, то послѣдній будетъ имѣть возможность пріучиться къ выполненію такихъ счетоводныхъ работъ, которыя требуютъ особой ловкости и опытности. Такъ, на- примѣръ,патронъ покажетъ ему способъ вывода изъ пробнаго баланса счета прибылей и убытковъ и окончательнаго ба- ланса и наглядно разъяснитъ ему различіе между свойствами того и другаго. Внослѣдствіи онъ можетъ научиться обра- щать вниманіе на тѣ нункты, которые присяжный счето- водъ, ири выводѣ окончательнаго результата, стараетсявы- яснять особенно тщательно, какъ, напримѣръ: списаны ли всѣ сомнительные долги; сходятся ли данныя имуществен- ныхъ книгъ съ наличностыо; произведена ли оцѣнка на вѣр- номъ основаніи; правильно ли сдѣлано погашеніе и не зна- чится ли какъ капиталъ (активъ) то, что слѣдовало бы спи- сать съ нрибылей. Всѣ эти вопросы требуютъ, для правиль- наго ихъ разрѣшенія, чтобы счетоводъ былъ свѣдущъ въ коммерческихъ и финансовыхъ дѣлахъ, не говоря объ умѣ- ніи свободно производить всевозможныя вычисленія. Это приводитъ къ точному опредѣленію главнѣйшаго и основнаго качества, которымъ долікеиъ обладать присяж- ный счетоводъ, а именно, полное и осповательное знаніе двой- ной бухгалтеріи. Бреподаваніе бухгалтеріи почти вездѣ введено въ программу училищъразныхънаименованій,одно- образенъ и нринятый методъ обученія, но, къ сожалѣнію, способъ школьнаго преподаванія именно таковъ, что не при- водитъ ни къ какимъ результатамъ. Счетоводство, подобно архитектурѣ, можетъ быть разсматриваемо частью какъ наука, частью какъ искусство. Эта аналогія даже можетъ быть проведена дальше, такъ какъ въ обоихъ случаяхъ зна- чительность объема придаетъ зданію величіе и цѣну. Н а у к а счетоводства имѣетъ дѣло съ п р и н ци п ам и , искусст во — съ примѣненіемъ этихъ принциповъ на п р а ктж ѣ . Прин- ципы коммерческой бухгалтеріи сравнительно немногочис- ленны, и для толковаго счетовода было бы нетрудно иере- дать ученику со среднимъ образованіемъ ясное и сжатое объясненіе этихъ принциповъ въ нѣсколько уроковъ. Но искусство бухгалтеріи можетъ быть усвоено въ одной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2