Счетоводство, 1890, № 1-42
даванія состоитъ въ томъ, что онъ предоставіяетъ ученику совершенно свободно выбирать между всѣми системами, а потомъ уже критически отнестись, какая изъ нихъ лучше. Я имѣю предъ собою 15— 16 лѣтнихъ мальчиковъ и, какъ пренодаватель, я обязанъ руководить ихъ мыслями. Какъ же вы хотите, чтобы я предоставилъ 16 лѣтнему мальчику свободно судить, что лучше? ІІочемъ онъ это знаетъ? Онъ вѣритъ авторитету учителя: что учитель скажетъ, онъ сдѣлаетъ; какъ учитель объяснитъ, такъ оиъ и пойметъ. Учитель скажетъ, что это хорошо, учеиикъ иовѣритъ ему; скажетъ нехорошо— тоже повѣритъ. Поэтому я не могу одоб- рить такой способъ преподаванія. Да это и понятно. Какъ г. Прокофьевъ, такъ я, такъ и многіе другіе пришли къ извѣстнымъ выводамъ путемъ долголѣтняго преподаванія въ коммерческихъ училищахъ и въ реальныхъ училиіцахъ. Насколько извѣстно, второй докладчикъ до сихъ поръ не преподавалъ нигдѣ, ни въ одномъ учебномъ заведеніи, а пре- подаетъ взрослымъ, которые учились кто въ деревнѣ, кто въ городскомъ училищѣ, кто въ университетѣ, и которые имѣли предъ собою различные матеріалы. Можетъ быть, для нихъ этотъ способъ удобенъ, но для школъ, гдѣ учатся мо- лодые люди почти одинаковаго возраста и одинаковаго по- ниманія,—подобный способъ положительно неудобенъ. Еще я удивляюсь докладчику, говорящему, что нужно составлять три инвентаря: по простой, двойной и тройной системамъ. Я посѣдѣлъ въ бухгалтеріи и не понимаю, ка- кимъ образомъ можно составить три инвентаря по тремъ разнымъ системамъ, когда инвентарь Ізсть простая опись имущества и для какой системы онъ нагшсанъ— это все равно. Въ виду напоминанія предсѣдателя, я буду кратокъ и кончу тѣмъ, что преподаваніе бухгалтеріи такимъ образомъ, какъ указалъ первый почтенный докладчикъ, по всей вѣ роятности, можетъ принести пользу. Но что касается от- дѣльныхъ частей, дать ли впередъ ученикамъ тѣ или дру- гія статьи, то выборъ этого нужно предоставить самому пре- подавателю и если преподаватель добросовѣстно относится къ своему дѣлу (а это несомнѣнно слѣдуетъ допустить), то онъ, сообразуясь со степенью знанія, развитія и съ мѣст- ными условіями, самъ найдетъ лучшій способъ преподава- нія, чѣмъ это могутъ дать всякіе тезисы и всякія объ- ясненія. Г . Бѣловъ. Я крайне сожалѣю, что не имѣю достаточно времени распространиться о вопросѣ, который я считалъ весьма серьезнымъ, именно о значеніи счетоводства по важ- ности его преподаванія въ техническихъ школахъ. Мнѣ остается высказать свою полнѣйшую солидарность съ тѣмъ, что было высказано гг. Прокофьевымъ и Вальденбергомъ. ІІрибавлю еще только то, что, въ настоящее время, знаніе счетоводства стаиовится особенно важнымъ, въ виду замѣт- наго стремленія къ развитію техническихъ знаній. Не нужно забывать, что каждый мелкій мастеръ впослѣдствіи можетъ сдѣлаться хозяиномъ и, сдѣлавшись таковымъ, легко можетъ терять, не имѣя правильнаго понятія о счетѣ. Выразивъ пожрланіе, чтобы этому знанію дано было над- Дежащее значеніе, я иерейду къ тому докладу, который былъ прочитанъ г. Езерскимъ. Изъ этого доклада я могъ уловить три положенія: 1) объ относательныхъ правахъ разныхъ сис- темъ; 2) о способѣ преподаванія и 3) нредложеніе проекта резолюціи съѣзду. Я не имѣю времени входить въ подробное обсужденіе этого вопроса о системахъ счетоводства. Тѣхъ изъ господъ членовъ, которые занимаютея счетоводствомъ, въ сущности, нечего убѣждать: они очень хорошо знаютъ, что никакой другой системы, кромѣ двойной, нѣтъ и быть не можетъ. Для тѣхъ же, которые незнакомы со счетоводствомъ, я не имѣю достаточно времени входить въ болѣе подробное об- сужденіе вопроса. Но нельзя не остановиться на слѣдующемъ соображеніи: если, дѣйствительно, есть система и если эта система имѣетъ свои принципы, то резонно ли поступитъ съѣздъ, если согласится на проектѣ резолюціи, предложен- ной г. Езерскимъ. Мы видѣли, какая масса разныхъ системъ счетонодства суіцествуетъ (въ воображеніи людей незнаю- щихъ счетоводства,): и одинарная, и двойная, и тройная, и т. д. Основательно ли будетъ остановиться на способѣ г. Езер- скаго, т. е. заставлять учениковъ, будь то взрослые, будь то малолѣтніе, изучать всѣ системы разомъ? Если есть система,'если есть принципы, руководящіе сис- темою, то понятно, что и система преподаванія должна вес- тись не сравнительнымъ методомъ, а на основаніи изученія этихъ основныхъ принциповъ. Поэтому, я, съ своей стороны, полагалъ бы преждевременнымъ устанавливать какую нибудь резолюдію, не разрѣшивъ предварительно этого вопроса, а такъ какъ вопросъ этотъ, въ настоящемъ засѣданіи, разрѣ- шенъ быть не можетъ, то я полагалъ бы отложить его рѣшеніе и передать на разсмотрѣніе или особой коммиссіи, составленной изъ бухгалтеровъ, или вновь образовавшемуся Обществу рас- пространенія коммерческихъ знаній, въ средѣ котораго нахо- дится очень много спеціалистовъ счетнаго дѣла. Если съѣздъ поступитъ иначе и постановитъ скороспѣлую резолюцію, то онъ нанесетъ этому дѣлу только одинъ вредъ. Поэтому, я предложилъ бы совсѣмъ другую резолюцію, несогласную съ резолюціею г. Езерскаго, т. е. «отложить рѣшеніе этого во- проса до будущаго съѣзда». Заканчивая этимъ свое предложеніе, я остановлюсь на опасеніяхъ, высказанныхъ г. Езерскимъ. Онъ сослался на наше законодательство, какъ на такой авторитетъ, предъ которымъ всѣ спстемы должны отступать. Высказанныя имъ положепія не вѣрны. Законодательство это мнѣ из- вѣстно: оно ничего не имѣетъ противъ двойной системы счетоводства, и всякій, рѣшившійся вести кпиги но двойной системѣ счетоводства, можетъ быть вполнѣ увѣренъ, что онъ не подвергнется никакой опасности. Затѣмъ, докладчикъ ссылался на Ученый комитетъ. Уче- ный комитетъ дѣиствительно одобряетъ руководства но раз- личнымъ системамъ, но именно то обстоятельство, что онъ одобряетъ руководства и по одинарной, и по тройной, и По другимъ системамъ, иоказываетъ, что всѣ эти одобре- нія не могутъ представлять серьезнаго авторитета, Докладчикъ указалъ на педагогическое собраніе, которое обсуждало этотъ вопросъ. Мнѣ неизвѣстно, когда и гдѣ это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2