Счетоводство, 1890, № 1-42
мами различпьтхъ системъ счетоводства. Умѣя выяснять эту разницу, ученикъ будетъ знать счетоводство и всегда най- дется какъ примѣнить его на практикѣ, въ жизни. Поэтому я предлагаю такую резолюцію: каждая счетоводная кнша должна быть составляема еамими учащимися по разнымъ существуюіцимъ системамъ на однѣхъ и тѣхъ же задачахъ, причемъ отъ учащихся требуется и на жзаменахъ и на лекціяхъ, что бы они выясняли различіе формъ и записей по каждой системѣ, а также преимущества однѣхъ системъ предъ другими. Пренія по докладамъ *). Г . Валъденберп. Почтенное собраніе! Прежде всего, я коснусь доклада уважаемаго г. ІІрокофьева и начну съ того, что прошло ровно 18 лѣтъ, какъ мы не видѣлись. Въ 1872 году мы были членами одного общества. Онъ поступилъ пре- подавателемъ въ коммерческое учебное заведеніе, а потомъ въ реальное учиіище. Я , въ то время, переселился въ Петер- бургъ и состоялъ въ пяти учебныхъ заведеніяхъ тоже пре- подавателемъ бухгалтеріи и коммерческихъ знаній. Не ви- дѣвіпи другъ друга такъ долго, мы, различными путями, пришли почти къодинаковымъ выводамъ, говорю почти, потому что по нѣкоторымъ пунктамъ мы расходимся во взглядахъ. Что касается преподаванія коммерческой ариѳметики и бухгалтеріи, то и я тоже, долголѣтнимъ опытомъ, приіпелъ къ тому выводу, что необходимо нреподаваніе того и дру- гого предмета, и что преподаваніе коммерческой ариѳметики должно предшествовать преподаванію бухгалтеріи. Что касается нѣкоторыхъ практическихъ пріемовъ, ко- торые рекомендуетъ докладчикъ, т. е. употребленіе- счетовъ, въ видѣ провѣрки, для учениковъ, то я пробовалъ этотъ способъ и онъ у меня оказался неудачнымъ. Правда, необ- ходимо, чтобы преподаватель ировѣрялъ каждый разъ уче- никовъ; но съ этими счетами ученики начали шалить и вышло то, что вмѣсто порядка оказался безпорядокъ. Я оправдываю г. Прокофьева: очень можетъ быть, что тутъ играетъ роль возрастъ учениковъ. Въ Петербургѣ программа ішая: здѣсь этотъ предметъ нреподается въ У и Т І клас- сахъ, а въ Москвѣ— въ У І І и У І І І классахъ; значитъ, тутъ на нѣсколько лѣтъ разница въ возрастѣ учениковъ. Что ка- сается самаго порядка пренодаванія ариѳметики, то, въ этомъ отношеніи, я не могу согласиться съ докладчикомъ. Я никогда не начну преподаванія съ товарнаго вычисленія, а совершеняо иначе. Нужно сказать, что въ программѣ реальныхъ училищъ наканунѣ перехода въ У классъ нѣтъ ариѳметики, которая оканчивается цѣлымъ годомъ раныпе, и поэтому, прежде чѣмъ начать преподаваніе бухгалтеріи и коммерческой ариѳ- метики, необходимо повторить съ учениками послѣднюю часть ариѳметики, именно: различныя вычисленія съ про- стыми, сложиыми и тройными правилами. Я и начинаю, *) Замѣтииъ, что опііонентамъ нрсдстав.тепо бы.то на возра- женія не свыше 10 минутъ. Почти всякаго опноиента торопили замѣчаніями скорѣе окончить рѣчь. Это были, въ сущности, не прѳнія, а скачка съ препятствіями. съ повторенія этого и перехожу затѣмъ къ правиламь процентовъ, къ объясненію вычисленія процентовъ на ка- питалъ, затѣмъ даю нонятіе о векселяхъ — объ учетѣ векселей и знакомлю съ теоріею процентнаго вычисле- нія; далѣе, перехожу къ вычисленію процентовъ по теку- щимъ счетамъ и только, послѣ всего этого, перехожу къ вычисленію товаровъ; но такъ какъ вычисленіе товаровъ внутреннихъ не представляетъ никакого затрудненія и тре- буетъ только одного урока, а самое главное вычисденіе ино- странныхъ товаровъ, то обязательно нужно ознакомить уча- іцихся съ русской и иностранной валютой и съ иностран- ными вѣсами и мѣрами и тогда только съ товарнымъ вы- численіемъ. Въ коммерческихъ училищахъ, при вычисленіи товаровъ, монетныхъ единицъ и т. п., я шелъ тѣмъ по- рядкомъ, какой указанъ г. Прокофьевымъ. Переходя къ бухгалтеріи, я не буду раснроетраняться о пользѣ и важноети ея и перейду прямо къ способу препо- даванія. Я пришелъ къ тому-же убѣжденію, какъ и г. Про- кофьѳвъ, что преподаваніе бухгалтеріи, на одной и той же задачѣ, систематически веденное, есть единственный и са- мый лучшій елособъ преподаванія. Но я шелъ нѣсколько иначе: я составлялъ проектъ на три мѣсяца; въ первый мѣ- сяцъ ученики, имѣя предъ собою проектъ, начинаютъ съ инвентаря и проходятъ одну книгу за другою. Разумѣется, въ первомъ курсѣ пропускается журналъ и прямо изъ ме- моріала переходятъ въ главную книгу и изучаютъ одну книгу за другою, но не паралдельно, причемъ я предоставляю уче- никамъ вести ихъ какъ хотятъ, хотя бы и съ ошибками, но по окончаніи мѣсяца я прохожу съ каждымъ ученикомъ отдѣдьно его книги, указываю ошпбки и исправляю ихъ, вслѣдствіе чего всѣ книги приходятъ къ одинаковому резуль- тату, неемотря на то, что разньши цифрами и разными итогами это является въ отдѣльныхъ книгахъ. Что касается до заключенія книгъ, т. е. до баланса, то это одинъ изъ самыхъ трудныхъ вопросовъ для учениковъ и я въ этомъ отношеніи солидаренъ съ г. Прокофьевымъ и употребляю тотъ же способъ, какъ и онъ. Что касается выбора системы, о которомъ упомянулъ г. Прокофьевъ, то я могу только удивляться его словамъ, что изъ всѣхъ системъ онъ остановился на двойной системѣ. Да я никакой другой системы до сихъ поръ не знаю. Про- стой системы, въ смыслѣ системы, вѣдь не существуетъ; это простыя замѣтки о долгахъ и требованіяхъ. Никакой другой системы, кромѣ двойной, быть не можетъ. Она осно- вана на простомъ естественномъ законѣ, развивается въ гар- монической связи съ правилами и образуетъ законченную систему. Другой системы я не знаю и удивляюсь уважае- мому товарищу, что онъ поставилъ этотъ вопросъ. Что ка- сается простой системы, то естественно, что ее нечего пре- подавать. Разъ ученикъ уевоилъ еебѣ двойную систему, то на простую нужно уіютребить, мпого-много, 20 минутъ, чгобы онъ ее понялъ. Переходя къ другому докладчику, я нахожу. что, въ сущности, онъ очень лало говорилъ о способѣ пренодаванія бухгалтеріи. Если я хорошо его понялъ,то его способъ препо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2