Счетоводство, 1890, № 1-42

ностей. Не забудьте же, читатель, познакомить съ вашими успѣхами вашихъ товарищей по профессіи. Точно также мы будемъ рады всякому доброму и серьезному совѣту относи- тельно направленія журнала. ІІоставивъ себѣ пріятною за- дачею быть другомъ и совѣтникомъ читателя, мы и въ чи- тателѣ видимъ друга и совѣтника. Итакъ, друашыми уси- ліями будемъ способствовать развитію и распространенію счетоводныхъ знаній въ нашемъ дорогомъ отечествѣ. И тогда, повѣрьте, немного временн потребуется, чтобы намъ достигнуть той высоты, на которой нынѣ находится наука и практика счетоводства на Западѣ, и того уваженія, кото- рымъ нользуются счетоводы въ Италіи, Англіи и Франдіи. ПРЕПОДАВАНІЕ СЧЕТОВОДСТВА. Въ свое время мы помѣстии (№ 2) пространный от- четъ о докладахъ гг. Прокофьева и Езерскаго въ 1-мъ от- дѣлѣ съѣзда русскихъ дѣятелей по техническому и профес- сіональному образованію. Благодаря любезности г. Прокофьева, мы имѣли возможность привести и подлинный его докладъ (№№ 6 и 8). Пользуясь нынѣ печатнымъ матеріаломъ, въ видахъ безпристрастія, приводимъ также докладъ г. Езерскаго и послѣдовавшія за докладами пренія. Засѣданіе I отдѣленія, 2 января 1890 года, подъ предсѣдателъствомъ товарища предсѣдателя А . Д . ІІутяты и при секретаряхъ И . М . Анненскомъ и Я . И. Ковалъскомъ. Доклады: г. ІІрокофьева, «о преподаваніи коммерческой ариѳметики и бухгалтеріи», и г. Езерскаго, *о правильной постановкѣ преподаванія счетоводства». Предсѣдатель. Объявляю засѣданіе открытымъ и проіну выслушать протоколъ предыдущаго засѣданія. Секретаръ читаетъ протоколъ. Предсѣдатель. Вслѣдствіе нѣкоторыхъ ОСОБЕННО встрѣтившихся обстоятельствъ, Совѣтъ съѣзда постано- вилъ предложить вамъ нѣкоторое измѣненіе въ обычной программѣ нашихъ занятій, а именно: сначала сегодня бу- дутъ прочтены всѣ доклады,апренія будутъпотомъ по каждому изъ докладовъ. Затѣмъ, Совѣтъ предложилъ такой порядокъ до- кладовъ: Прокофьевъ и Езерскій. Докладъ г. Езерскаго *). Мм. гг. Ии для кого не тайна, что ученики коммерче- скихъ училищъ, выходя изъ училищъ, не знаютъ счетовод- ства и учатся счетоводству только въ тѣхъ конторахъ, куда они поступаютъ для практической своей дѣятельности. Этотъ недостатокъ, къ сожалѣнію, переходитъ и на техническія и профессіональныя школы. Недостатокъ этотъ зависитъ отъ способа преподаванія, и я хотѣлъ бы предложить свои тезисы *) Хотя докладъ былъ прочитанъ съ печатнаго, но г. Езер- сеииъ онъ теперь выпущенъ въ измѣненномъ видѣ. именно въ этомъ слыслѣ, т. е. въ смыслѣ правильной по- становки преподаванія счетоводства. Ведя преподаваніе счетоводства лѣтъ 15, я испробовалъ разные снособы его“, я преподавалъ такъ, какъ преподается оно въ коммерческихъ училищахъ, преподавалъ такъ, какъ говоритъ предыдущій докладчикъ г. Прокофьевъ; однимъ сло- вомъ, я мѣнялъ снособы преподаванія и открылъ сравни- тельный способъ, который даетъ весьма полезные резуль- таты. Дѣло въ слѣдующемъ: какъ мы сейчасъ слышали, счетоводство преподается такимъ образомъ, что сначала чи- тается одна система, за ней—другая. Когда читается одна какая нибудь система, хотя-бы двойная, то учащіеся пишутъ и составляютъ книги безъ всякаго сознательнаго или крити- ческаго отношенія къ нимъ. Поэтому я испробовалъ препо- даваніе сравнителънымъ способомъ. Сначала учащіеся пи- шутъ только одну инвентарную книгу по всѣмъ существую- щимъ системамъ: по простой, но двойной и т. д., затѣмъ, они пишутъ кассовую книгу по простой системѣ, по двой- ной системѣ и т. д. Далѣе составляютъ учетъ товаровъ опять но разнымъ системамъ на однѣхъ и тѣхъ же задачахъ. Когда учащіеся пишутъ одну или нѣсколько задачъ по всѣмъ сис- темамъ, то тутъ же многіе изъ нихъ задаютъ вопросъ: ка- кая разнида между системами счетоводства? Отъ этого сравнительнаго способа преподаванія полу- чается такой результатъ, что учащіеся начинаютъ размыш- лять, начинаютъ задавать себѣ рядъ вопросовъ, однимъ сло- вомъ, это вызываетъ въ нихъ критическій взглядъ на свои работы. А какъ только въ сознаніе учащихся проникаетъ сознаніе о пользѣ тѣхъ или другихъ формъ, то это никогда уже не забывается. Обыкновенно, я подходилъ къ вопросу къ концу лекціи и оставлялъ вопросъ до слѣдующей лекціи безъ отвѣта съ своей стороны, для того, чтобы дать уча- щимся возможность самимъ, на дому, подумать и подмѣтить разницу между системами. Слѣдующая лекція непремѣнно заключалась въ выясне- ніи разницы между системами счетоводства, и это дѣлалось путемъ различныхъ вопросовъ; напр.: зачѣмъ намъ счето- водство? зачѣмъ мы составляемъ учеты товаровъ? что хо- зяішъ спроситъ у насъ? какія свѣдѣнія мы, счетоводы, долж- ны подать хозяину изъ своихъ учетовъ? Хозяинъ спроситъ: сколько у насъ на лицо того и другого товара? сколько получено валовыхъ прибылей и валовыхъ убытковъ? Отвѣтовъ учащіеся должны непремѣнно искать въ тѣхъ книгахъ, которыя они только что составили. Доискиваясь отвѣтовъ на вопросы въ товарныхъ уче- тахъ особо но каждой системѣ, учащіеся выясняютъ одно- временно и цѣль счетоводства, и разницу системъ, и пользу и значеніе формъ. Одинъ часъ такой работы, одна такая лекція даетъ учаіцимся полное сознаніе; они начинаютъ ра- зумно относиться къ каждой системѣ. Бывали случаи, когда мои курсы посѣщали бухгалтеры, служившіе уже 20 лѣтъ, я съ ними продѣлывалъ такую работу втеченіе часа, и они убѣждались въ разпости системъ счетоводства. Уж ъсъодной такой лекціи учащіеся получаютъ такую сумму знанія, ка- кой во многіе годы не даетъ и никогда не можетъ дать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2