Счетоводство, 1890, № 1-42
чествами умственнаго, нравственнаго, юридическаго и эко- номическэго порядка: объ экономическихъ данныхъ шы и выскажемся обстоятельнѣе. Они касаются тѣхъ средетвъ, которыми можетъ распо- лагать коммерческое предпріятіе, а именно канитала и кре- дита. Капиталъ предназначенъ для непрерывности обмѣна: барышъ будетъ тѣмъ значительнѣе, чѣмъ быстрѣе совер- шается оборотъ, а такъ какъ оборотъ является результатомъ купли и продажи, то слѣдуетъ придерживаться нѣкоторыхъ правилъ, основанныхъ на началахъ политической экономіи, административной науки и науки счетоводства. Умѣлое при- мѣненіе на дѣлѣ этихъ принциповъ и составляетъ то, что на обыденномъ языкѣ называется коммерческимъ геніемъ. Что касается покупокг , то здѣсь нужно имѣть въ виду слѣдующія цѣли: получать товаръ возможно лучшаго качества по возможно низкимъ цѣнамъ; сдѣлать платежи наивозможно менѣе обременительными. Относительно продажи рекомендуются слѣдующія правила: получать возможно болыній барышъ; обезпечить возможно своевременное поступленіе пла- тежей. Эти общія правила принесутъ пользу, если при примѣ- неніи ихъ будетъ соблюдаться слѣдующее: a) избѣгать при покупкахъ всякаго излишняго посред- ничества, ибо чѣмъ больше посредниковъ, тѣмъ значитель- нѣе ихъ вознагражденіе, обусловливающее увеличеніе цѣны товара; b ) предпочитать покупки оптомъ частымъ покупкамъ не- болыними партіями, такъ какъ, при обиліи товаровъ на рынкѣ, продавецъ готовъ дѣлать значительныя уступки тому, кто избавляетъ его отъ риска оставаться съ непроданнымъ товаромъ; с) предпочитать покупки на наличныя, такъ какъ прода- вецъ, дѣлая отсрочку въ платежѣ, захочетъ получить воз- награжденіе не только за рискъ по кредиту, но и процентъ на отчуждаемый капиталъ; (і) не дѣлать одноврсменно нѣсколько заказовъ на одинъ и тотъ же товаръ, такъ какъ это можетъ вызвать возвы- шеніе цѣнъ; е) пріобрѣтать такіе продукты, которые отвѣчаютъ дѣй- ствительнымъ потребностямъ рынка п которые приходятся по вкусу потребителямъ; і) вычислить всѣ тѣ элементы, которые опредѣляютъ свою цѣну товара, помимо его стоимости на мѣстѣ произ- водства. Такими элементами являются: стоимость перевозки. ГІоэтому, при остальныхъ усло- віяхъ равныхъ, предпочитаются тѣ продукты, которые про- изводятся въ недалекомъ разстояніи и которыхъ легче пе- ревозить; общіе расходы преднріятія; вознагражденіе за рискъ на затрачиваемый капиталъ и на непроданный запасъ товаровъ; процентъ на капиталъ и вознагражденіе за личный трудъ предпринимателя. д) обезпечить себѣ хорошій кругъ покуйателей, стараясь удержать старыхъ и привлекать новыхъ, понятно, закон- пыми средствами и добросовѣстнымъ выполненіемъ обяза- тельствъ; Ь) увеличить сбытъ произведеній, путемъ пониженія цѣнъ до такихъ предѣловъ, пока остается еще достаточная польза для торговца; і) не расточать слишкомъ щедро свой кредитъ другимъ, во избѣжаніе риска несостоятельности покупателей; к) не накоплять чрезмѣрныхъ, свыше спроса, запасовъ товара, въ разсчетѣ на будущее возвышеніе цѣнъ, въ осо- бенности же запасовъ такихъ товаровъ, спросъ ыа которые лишенъ характера постоянства и неизмѣнности. Этихъ немногихъ указаній достаточно для того, чтобы понять, что, при употребленіи капиталовъ на извѣстное ком- мерческое дѣло, не слѣдуетъ упускать изт^виду общихъ пра- вилъ относительно сохраненія и увеличенія нроизводитель- ности имущества, а именно: въ стремленіяхъ къ быстрому обороту капиталовъ, не слѣдуетъ предаваться азартной спе- куляціи,, помѣщать капиталъ въ предметы ненужной рос- коши и производить операціи, при которыхъ возвращеніе капитала отлагается иа слишкомъ продолжительное время. Всякій торговецъ долженъ стремиться къ тому, чтобъ увеличить разность между своей цѣной продуктовъ и ихъ продажной цѣной; но, вмѣстѣ съ тѣмъ, онъ долженъ забо- титься о томъ, чтобъ обезпечить себѣ сбытъ, который будетъ тѣмъ значительнѣе, чѣмъ доступнѣе для потребителя пріобрѣтеніе произведенія. Спрашивается: какимъ же образомъ согласовать эти интересы и какимъ образомъ провести между ними грань? Эта грань, которую не въ состояніи провести никакое положительное законодательство, создается сама собою, путемъ свободнаго обращенія богатствъ: снросъ и нредложеніе про- дуктовъ силою вещей обусловливаютъ колебанія цѣнъ, при- чемъ спросъ вліяетъ непосредственно, а предложеніе—кос- венно на подъемъ цѣнъ; на данномъ рынкѣ, въ данную эпоху, слѣдуетъ отличать дѣйствительнъгй спросъ и предло- женіе отъ возможнаго. Разсчетъ торговца заключается въ томъ, чтобы привести въ соотвѣтствіе стоимость товара себѣ и продажную цѣну; разсчетъ же потребителя—въ сопоставленіи того, что онъ платитъ за извѣстный продуктъ, съ тѣмъ, во что бы этотъ продуктъ могъ обойтись ему, еслибъ онъ пріобрѣлъ его инымъ путемъ. Каждый изъ нихъ, на основаніи этихъ сопоставле- ній, приходитъ къ извѣстнымъ заключеніямъ, на основаніи которыхъ и опредѣлиются условія рыпка, условія купли- продажи. Весь интересъ торговца заключается въ томъ, чтобы получить возможно болыпій барышъ; весь интересъ потре- бителя— въ томъ, чтобы платить возможно меныпе. Но торговецъ, —все равно, является-ли онъ одновременно также производителемъ, или нѣтъ,—не можетъ переступить за извѣстные предѣлы, дальше которыхъ потребитель не будетъ уже иаходить выгоднымъ прибѣгать къ нему. Съ своей сто- роны, и потребитель не можетъ предъявлять притязанія на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2