Счетоводство, 1890, № 1-42
по роду службы. Кромѣ должности министра и начальника его канцеляріи, всѣ должности по министерству финансовъ замѣщаются исключительно лицами, начавшими прохожденіе своей службы въ самомъ министерствѣ, съ самой нисіпей должности сверхштатно-служащихъ или старшихъ служителчй таможенной стражи. Изъемлются отъ подчиненія этому по- рядку только: 1) ученики Политехническаго училища и Сен- Сирской военной школы, которые могутъ поступать прямо на должности канцелярскихъ служителей нисіпаго разряда; 2) лица, съ успѣхомъ прослужившія 10 лѣтъ на казенной службѣ; 3) адвокаты, имѣюіціе 10 лѣтъ непрерывной прак- тики; послѣдніе принимаются, впрочемъ, только въ отдѣленіе юридическое. Однако, число втихъ исключительныхъ опре- дѣленій не должно превышать десятой части всѣхъ откры- вающихся мѣстъ. Для поступленія въ сверхиітатно-служаіціе, надо имѣть дипломъ Ъасііеііег йе Іеіігев, что соотвѣтствуетъ нашему аттестату зрѣлости, и выдержать неболыпое, устное и пись- менное, повѣрочное испытапіе въ особой коммиссіи. Число подготовляюіцихся къ поступленію въ сверхштатные (йигпи- шёгаігев) не должно превышать половины всего числа со- стоящихъ въ этомъ званіи. По вѣдомству прямыхъ налоговъ, кандидатъ долженъ упражняться не менѣе 6 мѣсяцевъ въ измѣ- реніи и снятіи земель на планы и сдать экзаменъ, между про- чимъ,изъ элементарной математики и практической геометріи. Получивъ, затѣмъ, званіе аспирантовъ, лица эти употре- бляются на службу, или въ административныхъ бюро, или по геодезіи. Потомъ они должны сдать еіце два экзамена изъ административныхъ наукъ и опять снимать планы, пока на- конецъ, не будутъ признаны годными для должности контро- лера. По вѣдомству гербоваго сбора, сверхъ обіцихъ требо- ваній, требуется еіце удостовѣреніе, что кандидатъ будетъ въ состояніи внести залогъ въ 3000 франковъ, при назначе- ніи современемъ на должность сборщика, и производится разслѣдованіе, изъ хорошей ли онъ семьи. Длядопущевія къ экзамену слѣдуетъ пробыть на испытаніи не менѣе 5 мѣся- цевъ. На экзаменѣ требуется знаніе гражданскаго права и устава о гербовомъ сборѣ. Безъ экзамена принимаются только получившіе преміи на юридическомъ факультетѣ. Лѣсное вѣдомство пополняется изъ учениковъ лѣснаго учи- лища; а къ поступленію въ это училище допускаются только лица, прошедшія, по крайней мѣрѣ, шесть классовъ гим- назіи и обладающія годовымъ доходомъ въ 1*/2 т. фр. въ теченіи 2-лѣтняго курса училища и въ 600 франковъ по его окончаніи, до назначенія на должность старшаго лѣснаго над- зирателя. Затѣмъ, надо сдать еще испытаніе изъ математики, физики, химіи и мн. др. предметовъ и языковъ—латинскаго нѣмецкаго и французскаго. Выборъ лицъ, допускаемыхъ къ служебнымъ экзаменамъ, и выборъ вопросовъ очень строги. Директоры унравленій со- ставляютъ списки желающихъ, съ отмѣтками о результатахъ ихъ пробной службы. Вопросы для письменнаго испытанія придумываетъ, на каждый годъ, особая коммиссія, назначаемая главнымъ директоромъ. Онъ же назначаетъ день, въ который это испытаніе должно быть произведено во всѣхъ экзаме- націонныхъ коммиссіяхъ одновременно. Каждая такая коммис- сія имѣетъ въ своемъ вѣдѣніи по нѣскольку департаментовъ и отъ 12 до 15 кандидатовъ. Вопросы присылаются въ запеча- танныхъ конвертахъ, которые вскрываются въ присутствіи экзаменующихся. Написанные ими отвѣты отсылаются запеча- танными въ главное управленіе, гдѣ ихъ разсматриваетъ особая коммиссія и ставитъ отмѣтки. Лица, получившія худшія отмѣтки, не допускаются къ продолженію экзамена. Осталь- ные кандидаты подвергаются, затѣмъ, устному испытанію, въ новыхъ о і ія т ь коимиссіяхъ (по вопросамъ, составленнымъ въ центральной коммиссіи) въ присутствіи члена централь- ной коммиссіи. Затѣмъ составляются списки кандидатовъ по качеству ихъ балловъ и по отмѣткамъ объ ихъ пробной службѣ. Во многихъ отрасляхъ администраціи аспиранты нод- вергаются ежегодному экзамену, съ возрастающими требова- ніями. Случается, при этомъ, что они лишаются должностей, пріобрѣтенныхъ ими къ первоначальному экзамену. Пере- держка экзаменовъ допускается только въ видѣ исключенія. Вотъ какими гарантіями обставлено въ пѣкоторыхъ госу- дарствахъ пріобрѣтеніе хорошаго личнаго состава служащихъ и съ какими трудами и хлопотами сопряжено пріобрѣтеніе штатныхъ должностей и дальнѣйшее движеніе по службѣ. У насъ, наоборотъ, весьма легко, кромѣ нѣкоторыхъ спеціаль- ныхъ отраслей унравленія, поступать на службу, не имѣя не только спеціальнаго, но даже и общаго средняго образованія; мало того: можно и преуспѣвать на службѣ и даже пона- дать на должности, требуюіція спеціальныхъ;познаній. Если и дѣлается иногда испытаиіе ищущему мѣста, то дѣлается по усмотрѣнію начальства, а не въ силу закона. Существу- ющій у насъ теперь государственный экзаменъ тотъ же прежній, общій университетскій экзаменъ; никакихъ спеці- альностей онъ не требуетъ.- И не потому ли, что служба у насъ большею частію обставляется лицами, не имѣющими спе- ціальной подготавки и предвартельной практики, царятъ въ большинствѣ нашихъ присутственныхъ мѣстъ канцелярская волокита и пристрастіе къ формальностямъ, вмѣсто живаго и энергичнаго отношенія къ дѣлу? Въ былое время въ нѣкоторыхъ изъ нашихъ универси- тетовъ существовали камеральныя, потомъ административныя отдѣленія юридическихъ факультетовъ. Назначеніемъ ихъ было, главнымъ образомъ, подготовлять людей годныхъ для финансовой службы. Къ сожалѣнію, отдѣленія эти признаны безполезными и упразднены; одною изъ причинъ упраздненія было малое число ихъ слушателей. Но ихъ было мало, конечно, потому, что ихъ спеціальность не давала никакихъ пред- почтительныхъ правъ ьа службу по финансовому вѣдомству. Вѣдь, какъ бы то ни было, поступающій въ университетъ строитъ себѣ извѣстный планъ будущей карьеры и, соотвѣт- ственно этому, избираетъ факультетъ и спеціальность. Суще- ствуй нѣкоторое обезпеченіе принятія на финансовую службу лицъ, имѣюіцихъ особую къ ней подготовку, число изучаю- щихъ государственныя науки было бы больше, и финансовое вѣдомство имѣло бы больше кандидатовъ, обладающихъ нуж- ными для него научными и спеціальными познаніями. В. Лебедевъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2