Счетоводство, 1890, № 1-42
Бесѣду съ читателемъ по поводу предположен- ныхъ преобразованій въ изданіи журнала от- лагаемъ до слѣдующаго раза. ФИНАНСОВСАЛЯУЖБА. Веякое занятіе, всякій родъ службы требуютъ болѣе или менѣе серьезной спеціалъной подготовки, смотря по роду и обширности избираемаго дѣла. Обладаніе извѣстной суммой теоретическихъ познаній по данной отрасли облегчаетъ усвоеніе практической стороны дѣла; но только полное знакомство съ нимъ, теоретическое и практическое, должно давать нраво на полученіе отвѣтственной должности. И если можетъ оказаться не на высотѣ своего положенія прокуроръ, со школьной скамьи попавшій прямо за прокурорскій столъ, хотя онъ имѣетъ общее юридическое образованіе,—то еще болѣе несостоятель- нымъ можетъ оказаться, напримѣръ, податной инспекторъ, при такихъ же условіяхъ опредѣленный къ своей должности. Въ финансовой службѣ такое несоотвѣтствіе подготовки лица съ занимаемой должностью тѣмъ неудобнѣе, что тутъ суще- ствуетъ множество спеціальностей, требующихъ каждая особа- го изученія, вслѣдствіе чего обладаніе однимъ общимъ обра- зованіемъ оказывается здѣсь особенно недостаточнымъ. Въ Западной Европѣ давно уже было обращено вниманіе на неудобство такого положенія дѣлъ; давно уже извѣстный ученый Робертъ фонъ Моль сказалъ, что безсмысленно требо- вать отъ финансоваго чиновника знанія однихъ только юриди- ческихъ наукъ: ему нужно знать гораздо больше и особенно нужно имѣть обстоятелыіыя свѣдѣнія по Политической Эконо- міи. И, не взирая на то, что въ Германіи для ноступленія на финансовую службу требуется спеціальная подготовка и сдача соотвѣтствующихъ экзаменовъ,—это многимъ кажется еще недостаточиымъ и возбуждается по временамъ вопросъ объ учрежденіи особыхъ факультетовъ государственныхъ наукъ, въ родѣ давно уже существующаго факультета въ Тюбингенѣ. Въ чемъ состоятъ эти спеціальныя требованія, это можно видѣть изъ слѣдующихъ примѣровъ. Въ Пруссіи различается нисшая и высіпая финансовая служба. Для подготовки къ нисшей службѣ существуетъ институтъ сверхштатныхъ чиновниковъ. Чтобы поступить сюда, надо представить свидѣ- тельство объ окончаніи среднеучебнаго курса и удостовѣреніе, что проситель имѣетъ средства для прожитія безъ пособія отъ казны не менѣе 3 лѣтъ, а по требованію и долѣе. Сверхъ того, желающіе поступить подвергаются финансовымъ оберъ-инспекторомъ испытанію въ четкости письма, устному и письменному испытанію въ нѣмецкомъ языкѣ, исторіи, географіи, математикѣ и въ способности ясно излагать свои иысли на заданную тему. Въ продолженіи Злѣтняго искуса имъ даются случаи изучить всѣ отрасли податной и таможен- ной службы, вознагражденіе же при этомъ если и дается, то въ видѣ исключенія. Черезъ 2 года искуса они подвергаются испытанію въ знаніи службы для должности ассистента провинціальнаго податнаго управленія и для повыіпенія въ званіе оберъ-контролера. Невыдержавшіе испытанія увольняю- тся; выдержавшіе назначаются на годъ на службу въ погра- ничную стражу и только послѣ этого опредѣляются въ по- датные надзиратели или въ канцелярскіе чиновники про- винціальныхъ финансовыхъ управленій. Затѣмъ уже идетъ дальнѣйшее повышеніе. Для поступленія на высшую финансовую службу требуется: слушаніе не менѣе 3 лѣтъ курса юриди- ческихъ и государственныхъ наукъ въ университетѣ и два экзамена. Первый, «юридическій» экзаменъ сдается при аппеляціонномъ судѣ и состоитъ изъ письменнаго и устнаго испытанія въ знаніи юридическихъ и государственныхъ наукъ и исторіи права. Выдержавшій этотъ экзаменъ получаетъ званіе референдарія и приводится къ присягѣ на вѣрность службы. Второй экзаменъ, «большой государственный» про- изводится въ особой испытательной коммиссіи. Чтобы присту- пить къ нему, надо предварительно пробыть не менѣе 2 лѣтъ на испытаніи при судебныхъ мѣстахъ и столько же при мѣстахъ административныхъ. ПреДставившій удостовѣреніе въ отбытіи этого искуса получаетъ званіе губернскаго рефе- рендарія и можетъ, наконецъ, быть допуіценъ къ большому государственному экзамену. Этотъ экзаменъ тоже устний и письменный; тутъ требуется знаніе прусскаго государственнаго и гражданскаго права, политики народнаго хозяйства и финансо- вой науки. Съ устнымъ испытаніемъ соединяется прочтеніе доклада, составленнаго по актамъ, даннымъ за три дня до того. Для нисьменнаго испытанія надо сдѣлать двѣ работы на темы: по государственному и по административному праву; на каждую изъ этихъ работъ дается шестинедѣльный срокъ. Въ случаѣ неудачи, «большой экзаменъ» можно повторить, но только одинъ разъ. Кандидать, его выдержавшій, получаетъ званіе губернскаго ассессора, съ правомъ на занятіе должности въ среднихъ служебныхъ мѣстахъ. Наконецъ, для полученія званія члена провинціальнаго финансоваго управленія, надо имѣть права на занятіе среднихъ административныхъ или судебныхъ должностей и практическую подготовку къ службѣ по финансовому вѣдомству, по особой инструкціи министра финансовъ. Подобныя же требованія существуютъ и во многихъ другихъ государствахъ Германіи. Въ Австріи требуется для занятія старшихъ должностей: 1) окончаніе 4-лѣтняго курса юридическихъ и государствен- ныхъ наукъ въ одномъ изъ австрійскихъ университетовъ, согласно установленному закономъ плану; 2) сдачагосударствен- наго экзамена въ требуемыхъ наукахъ или полученіе степени доктора правъ по сдачѣ такъ называемаго «строгаго» экзамена; 3) выдержаніе спеціальнаго экзамена, смотря по роду службы; къ этому экзамену допускаются только по отбытіи опре- дѣленнаго срока практическихъ занятій избранной спеціаль- ностью. Для счетной и кассовой службы требуется особый экзаменъ по наукѣ государственной бухгалтеріи. Таковы общія требованія; но верховная власть можеть и помимо ихъ опредѣлять лицъ, извѣстныхъ техническимъ и практическимъ знаніемъ дѣла. Во Франціи тоже требуются спеціальныя познанія, смотря
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2