Счетоводство, 1890, № 1-42

по разнымъ конторамъ, банкамъ, фабрикамъ и заводамъ, то изъ числа таковыхъ можно было встрѣтить очеиь не- многихъ. А между тѣмъ, какая маеса въ Петербургѣ лицъ, хозяевъ и служащихъ, ежедневно находящихся въ самыхъ близкихъ неносредственныхъ отношеніяхъ къ бухгалтер- скому знанію и пребывающихъ на скучной неосмысленной работѣ исключительно механическаго бухгалтерскаго труда! Имѣютъ ли такіе равнодушные ремесленники право жало- ваться на свой убійственно скучный трудъ автоматовъ и претендовать на то, что имъ нѣтъ другой цѣли, кромѣ вѣч- ной, однообразной переписки цифръ изъ одной книги въ дру- гую? Могутъ ли они жаловаться на то, что, въ случаѣ по- тери насиженнаго мѣста, имъ, какъ никому не нужнымъ живымъ мертвецамъ, придется остаться безъ мѣста и безъ работы? Докладъ г. Дубяго о необходимости эмеритальной кассы для обезпеченія безбѣднаго существованія въ старости учи- теля и его семыівызвало лшвое сочувствіе и горячія пренія. Къ этому сочувственному отношенію и мы вполнѣ присоеди ■ няемся. Отъ нашего народнаго учителя требуется много, и за это многое дается ему грошъ. Нужно только сожа- лѣть о томъ, что до сихъ поръ земство не обратило на этотъ вопросъ свое вниманіе. Въ преніяхъ старались расширить вопросъ въ смыслѣ участія въ предполагаемой эмеритальной кассѣ учителей не только техническихъ и профессіональ- ныхъ школъ, но и всѣхъ, вообще, народныхъ школъ вѣ- домства Министерства Народнаго Просвѣщенія, Императрицы Маріи и земства, Докладъ г. Ходскаго о коммерческомъ образованіи вы- двинулся, благодаря возбуж.ценнымъ имъ преніямъ. Доклад- чикъ, помощыо ряда интересныхъ историческихъ данныхъ, обрисовалъпечальноеположеніекоммерческаго образованія въ Россіи и, въконцѣ концовъ,пришелъ къ заключенію о необ- ходимости открытія высшаго коммерческаго училища по примѣру западныхъ государствъ. П. А. Мясоѣдовъ, въ допол- неніе къ докладу, указалъ на необходимость распростра- ненія у насъ коммерческихъ школъ нисшаго образованія. Онъ сослался, при этомъ, на Бордосскій конгрессъ по народ- ному образованію и привелъ подлинный текстъ его постано- вленія, изъ котораго видно, что конгрессъ придавалъ гро- мадное значеніе коммерческимъ школамъ нисшаготипа. Ди- ректоръ Московской практической академіи коммерческихъ наукъ высказался противъ высшихъ коммерческихъ учеб- і іы х ъ заведеній и рекомендовалъ, наоборотъ, сосредоточить вниманіе на среднихъ и низшихъ училищахъ этого рода. По его словамъ, въ Западной Европѣ вовсе нѣтъ высшихъ коммерческихъ училищъ; нѣкоторыя изъ нихъ, правда, носятъ это названіе, но ничѣмъ его не оправдыва- ютъ. Такъ, программа одной изъ такихъ школъ — Вѣн- ской, на которую указывалъ г. Ходскій, какъ на наибо- лѣе отвѣчающую его требованіямъ,*)—не выше, если не ниже, по объему программы нашихъ коммерческихъ учи- лищъ. Представитель г. Одессы, профессоръ А. И. Мар- ковичъ, въ горячей рѣчи заявилъ о настоятельной не- обходимости для города въ высшемъ коммерческомъ образованіи и просилъ съѣздъ ходатайствовать о скорѣй- *) Отъ ред. Странно, что г. Ходскій не сослался на Итадію, гдѣ конмерческое образованіе поставіено на замѣчательную вы- соту и гдѣ имѣются также образдовыя высшія учрежденія для воммерческаго образованія. шемъ утвержденіи устава высшаго коммерческаго училиіца, постройку и содержаніе котораго одесское купеческое обще- ство принимаетъ на свой счетъ. Таганрогскій городской голова заявилъ о настоятельной потребности мѣстныхъ торговыхъ дѣятелей въ коммерческихъ учебныхъ заве- деніяхъ. Со стороны другихъ оппонентовъ высказы- вались взщяды о необходимости высшаго коммерческаго училиіца для иодготовки лицъ на государственныя долж- ности консуловъ, по таможнямъ и т. д., а также д.;яі приготовленія опытныхъ предподавателей. Мы уже высказывали въ нашемъ журналѣ наши соображенія по вопросу о коммерческомъ образованіи и болѣе подробно на- мѣрены вернуться къ этому вопросу впослѣдствіи. Внѣ программы допущенъ былъ докладъ г. Орлова о пользѣ различныхъ учрежденій при техническихъ училищахъ съ цѣлію установленія связи мезкду этими училищами и окончившими вънихъ учениками. Мысль, безспорно, вѣрная; не сочувствовать ей нельзя. Во всѣхъ сферахъ нашей дѣя- тельности намъ недосгаетъ того широкаго общенія, которое заграницей и особепно въ Германіи составляетъ самое обыч- ное явленіе и которому это государство не мало обязано не только своимъ развитіемъ, но и вѣрностью своихъ практи- ческихъ начинаній. Назначенный въ бюллетенѣ докладъ г. Морева интересо- валъ многихъ. Къ сожалѣнію, за недостаткомъ времени, очередь до него въ единственный отведенный для вопросовъ коммерческаго образованія день не дошла. Лишь благодаря предсѣдателю отдѣленія, нашедшаго возможнымъ на слѣ- дующій день открыть засѣданіе собственно по этому вопросу въ Петровскомъ Коммерческомъ училищѣ, докладъ г. Морева могъ состояться. Докладъ, дѣйствительно, оказался интерес- нымъ. Референтъ заіцищалъ такія два положенія: 1)препо- даваыіе общеобразовательныхъ предметовъ во всѣхъ коммер- ческихъ училищахъ желательно направлять въ цѣляхъ боль- шаго согласованіяиединообразія,чѣмъ этодѣлается теперь. 2) Что же касается до высшихъ курсовъ, то докладчикъ, наоборотъ, находитъ нужнымъ вести преподаваніе спеціаль- ныхъ предметовъ,— какъ то товаровѣдѣнія и бухгалтеріи,— въ каягдомъ училищѣ по особой программѣ, выработанной согласно съ мѣстными требованіями торговли. Такъ, напри- мѣръ, докладчикъ иолагаетъ, что преподаваніе въ Москов- скнхъ коммерческихъ училищахъ должно быть направлено къ изученію внутренней торговли, центромъ которой является Москва. Наоборотъ, петербургскія коммерческія училища д о и ны болѣе обращать вниманіянаизученіеусло- вій внѣшней торговли. Оба тезиса развиты въ докладѣ г. Морева подробно и со свойственной этому почтенному преподавателю обстоятельностію. Съ нервымъ изъ тезисовъ мы безусловно согласны. Врядъ ли кто можетъ оспаривать то полояіеніе, что общее образованіе во всѣхъ школахъ одного и того же типа всегда должно быть согласовано. Что же касается до втораго тезиса, то, хотя онъ равнымъ образомъ принятъ съѣздомъ, мы позволяемъ себѣ отрицать его безусловную вѣрность. Нельзя предрѣшать, что воспи- таннику московскаго училища предстоитъ служебная дѣя- тельность непремѣнно въ Москвѣ, а воспитаннику петербург- скаго училища—непремѣнно въ Петербургѣ. Но, кромѣ того, разница въ условіяхъ торговли въ Петербургѣ и Москвѣ не настолько велика, чтобы ради этого предстояла надобность

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2