Счетоводство, 1890, № 1-42

сомъ, какъ наиболѣе отвѣчающую цѣлямъ преподаванія, и, во 2) придаетъ большое значеніе занисямъ въ журналъ и въ главную книгу съ ежедневной разноской въ по- сіѣднюю. Наиболѣе оживленныя пренія вызвалъ докладъ г. Езерскаго. Основная мысль этого доклада состояла въ томъ, что слѣдуетъ вести преподаваніе бухгалтеріи па- раллельно по различнымъ системамъ (простой, двойной, тройной и т. д.), т. е. однѣ и тѣ-же задачи продѣлы- вать съ одними и тѣми же учениками по всѣмъ этимъ системамъ одновременно. Г. Езерскій предполагаетъ, та- кимъ образомъ, предоставлять самому ученику рѣшать во- просъ о томъ, которая изъ всѣхъ пройденныхъ имъ си- стемъ наиболѣе пригодна для практической дѣятельно- сти. ІТедагоги и бухгалтеры безъ затрудненія поймутъ, что такой взглядъ встрѣтилъ сильныя возраженія. Со- вершенно ясно, что рекомендуемый г. Езерскимъ прі- емъ грѣшитъ противч» элементарныхъ началъ недаго- гики: можно-ли представлять самимъ ученикамъ рѣ- шать вопросъ о сравнительныхъ достоинствахъ разныхъ системъ? Іожно ли сдѣлать ученика, но необходимости скользяіцаго лишь по верхушкамъ знанія, судьею въ вы- борѣ системъ и ему предоставить раздачу пальмы пер- венства. Критическое отношеніе къ дѣлу возможно только впослѣдствіи, при полномъ усвоеніи того или другаго зна- нія; ни возрастъ, ни степень познаній ученика не мо- гутъ дать ему на это права. Но если кто не только мо- жетъ, но и долженъ возставать противъ такого ни съ чѣмъ несообразнаго предложенія г. Езерскаго, такъ это бухгалтеры, для которыхъ ясно, что счетоводство имѣетъ свои твердые, неоспоримые принципы и развитую по этимъ принципамъ систему. Разумно ли, при наличности такихъ условій, бродить въ потьмахъ въ погонѣ за раз- ными системами и набивать головы учениковъ хламомъ всевозможныхъ свѣдѣній, не имѣющихъ ни научнаго, ни практическаго значенія? Разумно ли,— мало того, добро- совѣстно ли—-лишать учащагося свѣта и окрузкать его кро- мѣшною тьмою? Понятно, что предложеніе г. Езерскаго встрѣтило со всѣхъ сторонъ дружныя возраженія. Съѣздъ постановилъ: передать оба доклада (гг. Прокофьева и Езерскаго) въ особую коммиссію, которая должна быть образована уже по закрыт іи съѣзда, при участ іи въ ея трудахъ представителей общества для распространен ія коммерческихъ знан ій . Труды коммиссіи должны быть представлены въ ближайшій съѣздъ дѣятелей по техническому и профессіональному образованію, нредстоящій черезъ 3 года въ Іосквѣ. І ы не можемъ не остановиться здѣсь на одномъ по- ставленномъ г. Езерскимъ частномъ вопросѣ, разрѣшенія котораго настойчиво требовалъ одинъ изъ оппонентовъ. Вотъ этотъ вопросъ: отчего наши коммерческія учидшца не выпускаютъ знающихъ бухгалтеровъ? ІІрежде всего, такое обобщеніе не соотвѣтствуетъ дѣйствительности! Изъ ком- мерческихъ училшцъ выходягъ и бухгалтера, вполнѣ знако- мые со своимъ дѣломъ и умѣющіе вести въ должномъ по- рядкѣ книги. На это было указано однимъ изъоппонентовъ. Ііо, кромѣ того, самая постановкавопросанеправильна. Ка- кой медицинскій факультетъ выпускаетъ готовыхъ врачей, да еще врачей-спеціалистовъ, какой юридическій факультетъ даетъ готовыхъ адвокатовъ, судей, слѣдователей, прокуро- ровъ? Учебное заведеніе даетъ только научную подготовку, необходимый запасъ теоретическихъ знаній, дисциплину ума и привычку къ пріемамъ научнаго мышленія. Практи- ческая сноровка и умѣнье примѣнять свои знанія къ потреб- ностямъ дѣла пріобрѣтаются лишь годами практической дѣ- ятельности. Несомнѣнно, что у насъ чувствуется недостатокъ въ бухгалтерахъ, умѣющихъ найтись въ новомъ, незна- комомъ дѣлѣ, и владѣюіцихъ искусствомъ открывать книги, организоватьсчетоводство. Но причина этого отчасти кроется въ условіяхъ бухгалтерскаго знанія, котороенеограничивает- сяодною техникой бухгалтеріи, атребуетъ, въ тоже время, знакомства съ хозяйствомъ и техникой даннаго дѣла. Для того, чтобы знать, какіе именно счета доляшы быть откры- ты, какое относителыюе развитіе должно быть имъ дано и въ какихъ наиболѣе удобныхъ для дѣла формахъ они должны быть выражены, слѣдуетъ предварительно озна- комиться со всѣми главными требованіями дѣла, не ис- ключая и требованій техническаго характера и опре- дѣлить ихъ относительное значеніе. Такая работа яв- ляется результатомъ болыпой опытности, которой ника- кая школа ни въ какой отрасли знанія дать не можетъ. Опытъ этотъ дается жизнію и, притомъ, не каждому. Бух- галтеры, какъ и техники, группируются впослѣдствіи са- ми собою на разряды, причемъ толыш избранное менышш- ство нопадаетъ въ первый разрядъ. Но этимъ отвѣтъ на поставленный вопросъ не исчерпывается. Есть еще другая и едва-ли не болѣе важная причина того, что наши бухгал- теры вызываютъ указанный г. Езерскимъ упрекъ. Нельзя отрицать того, что наши школы слишкомъ мало отводятъ мѣста теоретической подготовкѣ. Нѣкоторыя обіція по- ложенія о двойномъ счетоводствѣ, обыкновенно предпосы- лаемыя практическимъ работамъ, на которыя уходитъ все время уроковъ по бухгалтеріи, не составляютъ еще теоріи этого знанія. А меаіду тѣмъ, какъ мы постоянно стараемся объяснять на страницахъ нашего журнала, такая теорія бухгалтеріи не только существуетъ, но и занимаетъ, сравнительно со многими другими отраслями знанія, видное мѣсто. Теорія въ области бухгалтеріи проста и на столько обща, что всѣ практическія детали дѣда, какого бы то ни было, малаго или болынаго, преднріятія замѣчатедьно легко и послѣдовательно выводятся изъ ея общихъ осно- ваній. Въ области бухгалтеріи теорія съ особенной яркостію освѣщаетъ путь всякой практической работы; это ея до- стоинство, обусловливаемое существомъ ея основныхъ по- ложеній. Къ сожалѣнію, наши бухгалтеры не стремятся и впосдѣдствіи, но выходѣ изъ школы, пополнить этотъ нробѣдъ путемъ самообразованія. Вотъ, одна изъ очень важныхъ причинъ того, что наши бухгалтеры, хорошо знакомые съ механизмомъ готоваго, доставшагося имъ но наслѣдству дѣла, становятся втупикъ, путаются, какъ скоро имъ приходится браться за другое, хотя-бы и не- значительное дѣло, тѣмъ болѣе открывать въ этомъ дѣлѣ книги, т. е. организовать счетоводство. Отсутствіе бухгалтеровъ на съѣздѣ подтверждаетъ наше мнѣніе о равнодушіи нашихъ бухгалтеровъ къ самообразоЕанію. Въ залѣ засѣданій перваго отдѣденія на рефератѣ по ком- мерческому образованію, было доволыю пусто; были прі- ѣзжіе изъ другихъ городовъ, были и завзятые поклонники коммерческаго образованія изъ петербургскихъ жителей. I Что же касается до массы бухгалтеровъ, разсѣянныхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2