Счетоводство, 1890, № 1-42

меняли бюджетъ. И вотъ, въ отчетѣ правленія за 1882 г. показывается цѣлый рядъ крупныхъ остатковъ отъ смѣтныхъ кредитовъ этого года. Остатки эти произошли единственно отъ неисполненія назначенныхъ смѣтою работъ по нижеслѣ- дующимъ статьямъ: по возобновленію гапалъ ................. 51,000 р. » » рельсовъ ............... 21,000 » » ремонтузданій .............................. 35,000 » » » паровозовъ .................. 134,000 » » » водоснабженія ................. 13,000 » Конечно, возможное сокращеніе расходовъ весьма жела- тельно. Но оно должно быть разумное, осмысленное, хозяй- ственное. Для этого нужно прежде всесторонне изслѣдовать важ- ность и необходимость затратъ и, устраняя дѣйствительно излишніе расходы, отнюдь не слѣдуетъ отказываться отъ введе- нія новыхъ усовершенствованій въ области техники и въ пріемахъ хозяйства. Между тѣмъ, новая администрація Ло- зово-Севастопольской дороги, проникшись похвальнымъ стрем- леніемъ къ сокращеніямъ, прибѣгла для этого къ слишкомъ ужъ незатѣйливому и безхитростному средству. Вооружив- іпись краснымъ карандашемъ, она стала вычеркивать тѣ или другія статьи расхода на обумъ, безъ предвар ительной про- вѣрки необходимости и пользы для дороги тѣхъ или иныхъ затратъ. Надо сознаться, въ такомъ сложномъ и большомъ дѣлѣ, какъ эксплоатація дороги, красный карандашъ, неразумно употребляемый, средство, крайне опасное для благоустройства линіи. Наряду съ подобнымъ сокращеніемъ годовыхъ смѣтъ, новая администрація приняла рядъ ширОКіихъ мѣръ къ сбережеиіямъ изъ смѣтныхъ ассигнованій, но опять тѣмъ же нехитрымъ способомъ, т. е. простымъ урѣзываніемъ уже разъ опредѣленныхъ суммъ. Что же происходитъ отъ так ой «экономіи»? Вслѣдствіе усиленнаго сокращенія отпуска ма- теріаловъ и денегъ, производительность мастерскихъ дороги падаетъ: вмѣсто 40 —50 паровозовъ, ремонтируется отъ 20 до 25 въ годъ; при этомъ, ради экономіи ремонту подвер- гаются наименѣе поврежденные и изношенные паровозы, а число больныхъ вагоновъ нерѣдко доходитъ до огромной цифры 800. Въ самые удобные для работъ лѣтніе мѣсяцы, когда движеніе поѣздовъ обыкновенно сокращается на 2/ 3, дѣятельность мастерскихъ ослабляется въ видахъ уменыпе- нія рабочей платы и усиливается въ осенніе и зимніе мѣсяцы, когда товарное движеніе неотетупно требуетъ исправнаго подвижнаго состава. Но, помимо дороговиз- ны работъ, вызываемой неудобствами времени, мастерская, разсчитанная на нормальную дѣятельность въ теченіе цѣла- го года, не могла удовлетворять текущей потребности. Под- вижной составъ, проходившій чрезъ мастерскія, ремонтиро- вался плохо, а паровозы, требовавшіе канитальныхъ и до- рогихъ починокъ, оставлялись для будущаго. И вотъ, уже въ 1886 г. такихъ паровозовъ на дорогѣ было около 34. Мы не имѣемъ подъ руками данныхъ для выясненія вопро- са, въ какой степени неисправность собственныхъ парово- зовъ этой дороги была причиною найма 28 чужихъ. Но для насъ достаточно уже того, что эти чужіе паровозы работали тамъ въ теченіи первыхъ 3—4 мѣсяцевъ 1888 года въ са- шлй острый моментъ угольнаго кризиса, когда товарные поѣзда отмѣнялисъ по недостатку на дорот топлива, а на станціяхъ лежало до 7 милліоновъ груза. Такой фактъ не нуждается въ доказательствахъ. Согласитесь, съ одной стороны, 34 малосильныхъ паровозовъ, остающихся въ бездѣйствіи, а съ другой— 28 нанятыхъ и неособенно сильныхъ паровозовъ—это уже такія данныя, которыя кое о чемъ свидѣтельствуютъ. Помилуйте, да еслибы эти 34 «малосильныхъ» паровоза были своевременно исправлены, то они, вѣдь, могли бы замѣнить 28 нанятыхъ, за которые пришлось платить по 45 р. въ сутки аренды. Рядомъ съ безсмысленной погоней за сокращеніемъ рас- ходовъ наблюдается полнѣйшее отсутствіе заботъ о произво- дительности затрагъ и цѣлесообразности употребленія тѣхъ суммъ, которыя отпускались на работы. Сосредоточеніе всего дѣла въ рукахъ одного главы—Управленія—настолько устраняло самостоятельность дѣйствій второстепенныхъ чле- новъ администраціи дороги въ кругу ихъ обязанноетей, что ночти всѣ они, получая четырехэтажные оклады, занимались попреимуществу докладами по мелочнымъ вопросамъ и лич- нымъ препирательствамъ между служащими, такъ какъ учрежденіе, такъ называемой, «дисциплинарной коммиссіи», приписываемое заслугамъ мудрой администраціи дороги, воспи- тало въ нихъ духъ сутяжничества и кляузы. Іишенные активной дѣятельности вначалѣ, эти главные сотрудники управленія дорогою, путемъ постепеннаго атрофированія лич- ной воли и иниціативы въ дѣлѣ, въ концѣ концовъ стали работать безсознательно, принимая за основаніе не требова- нія самаго дѣла, а исключительно силу приказа и входящій нумеръ предписанія. Но, при отсутствіи нормальной органи- заціи управленія и строго выработаннаго плана дѣйствій, единичная сила лица.хотябы недюжиннаго по энергіи, не въ состояніи уловить всѣхъ выгодъ или убытковъ отъбезчислен- ныхъ комбинацій въ обширномъ хозяйствѣ. Плоды такихъ порядковъ ясно сказываются въ безсчисленныхъ промахахъ администраціи, всегда сопровождавшихся болѣе или менѣе значительными убытками, изъ коихъ большинство вполнѣ характеризуетъ принятую систему управленія дорогою. Вотъ наиболѣе замѣчательные изъ нихъ. Въ видахъ эко- номіи, угольные склады долгое время остаются неогорожен- ными, пріемка въ нихъ угля ведется неряшливо и безъ надзора со стороны высшихъ агентовъ дороги. Благодаря этому, въ 1884 году обнаруживается недостача 80,000 нуд. угля на сумму около 10,000 руб. За отсутствіемъ контроля по исполненію изданныхъ нравленіемъ инструкцій на предметъ расходованія топлива, непроизводительно расходуются болѣе 40,000 пуд. угля на сумму около 5,000 р. Но самымъ вы- дающимся фактомъ административной предусмотрительности надо признать реорганизацію управленія главными мастер- скими дороги. Обезсиливая дѣятельность мастерскихъ сокращеніемъ отпуска денегъ на рабочую силу и матеріаловъ въ теченіи 2—3 лѣтъ, администрація дороги, наконецъ, приходитъ къ удивительному заключенію и всю бѣду валитъ на неспособ- ность начальника мастерскихъ, въ теченіи 15 лѣтъ управ- лявшаго болыпими мастерскими на 2-хъ дорогахъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2