Счетоводство, 1890, № 1-42
подготовленному эксперту несравненно легче, чѣмъ совсѣмъ неподготовленному. Во всѣхъ этихъ и многихъ другихъ отношеніяхъ учреж- деніе института присяжныхъ счетоводовъ въ Россіи лред- ставляется дѣломъ настоятельной потребности и первосте- пенной важности. А. Потемкинъ. ЭКСКУРСІ Я въ область желѣзнодорожнаго хозяйства. Одно время общественное мнѣніе склонно было относиться особенно недовѣрчиво къ нашимъ желѣзнодорожнымъ поряд- камъ. Желѣзныя дороги были сильно дискредитированы, а инженеры прямо взяты «подъ сумлѣніе»... И вдругъ, среди раагара пессимизма, въ газетахъ появляется извѣстіе о томъ, что ревизія старшаго инспектора полковника А. А. фонъ Вендриха обнаружила серьезныя злоупотребленія на Лозово- Севастопольской дорогѣ и что результатомъ этого открытія было увольненіе управляющаго дороги Ѳ. Ѳ. Баталина, госу- дарственнаго контролера дороги А. С. Петлина и инспектора г. Крюковскаго. Ѳто было очень сенсаціонное извѣстіе. Для непосвященныхъ было, главное, неожиданностью, что зло- употребленія обнаружены именно на Лозово-Севастопольской дорогѣ, которой въ послѣдніе годы расточались усердныя по- хвалы, и виновными въ этихъ злоупотребленіяхъ оказались именно тѣ самыя лица, административные сталанты» кото- рыхъ вызвывали восторженное поклоненіе. Еще въ прошломъ году «Крымскій Вѣстникъ» приходилъ въ восторгъ, будучи счастливъ констатировать, что эта по преимуществу дефицитная дорога съ 1886 года начала да- вать милліонные доходы. Всѣмъ этішъ благимъ результа- тамъ дорога, по мнѣнію мѣстной газеты, обязана не только прнливамъ грузовъ, «но и современной ея администраціи, а также энергіи главнаго контролера г. Петлина». Тѣмъ же тономъ славословія преисполнена и передовая статья въ «Русскихъ Вѣ- домостяхъ» отъ 5 іюля прошлаго же года. Разсматривая успѣхи опыта примѣненія финансоваго надзора за бездоходными до- рогами, газета приходитъ къ выводу весьма утѣшительному для нынѣ подвергшихся опалѣ желѣзнодорожныхъ тузовъ и признаетъ, что «минувшій опытъ (т. е. 2-хъ лѣтній) гово- ритъ въ цѣломъ въ пользу примѣненной мѣры». «Иначе, впро- чемъ, и быть не могло», не безъ святой наивности заканчи- ваетъ газета: «въ ежегодныхъ докладахъ ревизіонныхъ ком- миссій, провѣрявшихъ дѣятельность дороги и финансовое положеніе Общества, мы читали настойчивыя предложенія 06- щему Собранію гг. акціонеровъ выразить за успѣшное ве- деніе дѣла особую благодарность ІІравленію и мѣстной адми- нистраціи. Въ нѣкоторыхъ такихъ докладахъ категорически ука- зывалось, чтоулучшенія дѣлъ Общества и успѣхи эксплоата- ціи линіи есть прямой результатъ плодотворной дѣятель- ности управляющаго дорогою инженера Баталина». И вдругъ... ревизія, злоупотребленія и возмездіе!.. Финалъ поистинѣ изу- мительный и неожиданный!.. Какъ?!. Восемь лѣтъ админи- страція дороги проявляла полезную дѣятельность и... Есть отчего руками разводить мало посвященному въ условія быта и внутреннихъ расиорядковъ на Лозово-Севастопольской до- рогѣ. Между тѣмъ, дѣло объясняется весьма просто. Нужно только внимательно прослѣдить эту «полезную» дѣятельность прославленной администраціи и тогда изумительнымъ нока- жется не то, что безпорядки обнаружены, а что они обна- ружены такъ аоздно. Цифры отчетовъ Правленія Лозово-Севастопольской ж. до- роги говорятъ, что вслѣдъ за огромными дефицитами 1880 и 81 годовъ (3.213,608 р. въ обіцей сложности) начи- нается прогрессивное возростаніе дохода, а именно: за 1882 г. = 32 т. Р- > 1883 » = 51 » » » 1884 » = 254 » » > 1885 » = 338 » » 1886 » = 1,315 » » 1887 » = 1,890 » всего за шесть лѣтъ 3.882,971 р. 70 к. Развитіе грузоваго движенія за это время представляется цифрами почти въ той же прогрессіи: въ 1882 г. перевезено груза пуд. 30 ,4 милліоновъ » 1 8 8 4 » » » » 2 9 , 0 » » 1885 » » » » З2 ,3 » » 1886 » » » » 42,з » » 1887 » » » » 49,5 * Сравнивая грузовое движеніе и доходность послѣднихъ двухъ лѣтъ, нетрудно убѣдиться, что выгодные результаты эксплоатаціи за эти года зависятъ отъ усилившагося при- лива грузовъ, а незначительное превышеніе дохода надъ рас- ходами предыдущихъ лѣтъ можно приписать сокращенію рас- ходовъ, которое, по крайней мѣрѣ, въ теченіи первыхъ че- тырехъ лѣтъ, практиковалось администраціей съ особенной энергіей. До 1882 года на дорогѣ господствовала усиленная дѣя- тельность по увеличенію провозной и пропускной способно- сти. Въ 1880 и 81 гг. только дорога задолжала правитель- ству болѣе 8,5 милліоновъ рублей деньгами. рельсами и под- вижнымъ составомъ. Когда, въ 1882 г., во главѣ правленія очутилась новая администрація, то она застала линію вь слѣдующемъ состояніи: построены дополнительныя разъѣзд- ные пути, капитально отремонтировано и достроено боль- іпинство искусственныхъ сооруженій, произведена сплошная досыпка балластнаго слоя, постройкою новыхъ зданій увели- чено число квартиръ для служащихъ и исполнены нѣкоторыя значительныя работы по улучшенію водоснабженія. Подвиж- ной составъ увеличился почти вдвое, а усиленная дѣя- тельность мастерскихъ дороги въ теченіи 1880—81 годовъ по ремонту дала возможность образовать запасный паркъ заново отремонтированныхъ паровозовъ (около 30). При та- кихъ, относительно, благопріятныхъ условіяхъ, новая адми- нистрація на первыхъ же порахъ приступаетъ къ усилен- ному сокращенію расходовъ, но тѣмъ именно статьямъ, ко- торыя въ предшествующіе года (1880 и 81) особенно обре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2