Счетоводство, 1890, № 1-42
✓ VI десятк. тысячами (4321 —2341) получается разность 1980, т. е. 99Х 2ХЮ ; Итакъ разности будутъ: 1) отъ замѣны единицъ десятками 9, 18, 27, 36 и т. д. до 81; 2) » десятковъ сотнями 90, 180, 270, 360 ит. д. до 810; 3) » сотни тысячами 9 00 ,1 8 0 0 ,2 7 0 0 , 3600 и т. д. до 8100; 4) » единицъ сотнями 99, 198, 297, 396 и т. д. до 891; 5) » десятк. тысяч. 990, 198 0 ,2 97 0 , 3960 и т. д. до 8910; 6) » единицъ тысяч. 9 9 9 ,1 9 9 8 ,2 9 9 7 , 3996 и т. д. до 8991. Или, другими словами, разности отъ замѣны 1) единицъ десятк. дѣлятся на 9, 2) десятк. сотн. 90, 3) сотн. тысяч. 900, 4) един. сотн. 99, 5) десятк. тысяч. 990, 6) един. тысяч. 999. Отсюда слѣдуетъ, что если получилась разность ито- говъ, краткая 9, 90 и т. д ., то ошибка произошла отъ перестановки цыфръ. \ М. К ам іонск ій . СЧЕТОВОДСТВО ПАРОХОДНАГО ДЪЛА *). ш. Группируя формы отчетности агентовъ пароходныхъ об- ществъ по товаро-пассажирскому пароходству, считаемъ не лишнимъ дополнить ихъ еще нѣкоторыми формами вѣдомо- стей по предметамъ, требующимъ строгаго контроля и от- четности. При обширности оборотовъ солиднаго пароходства и многочисленности попутныхъ пристаней на Волгѣ, очень часто приходится встрѣчать недоразумѣнія агентовъ съ клад- чиками товаровъ. Возникаютъ эти недоразумѣнія, главнымъ образомъ, по поводу мѣстъ, недостающихъ для сданнаго то- вара на пристани отправленія или не оказавшихся на при- стани назначенія. Товаръ, слѣдуемый къ погрузкѣ на пароходъ, сдается агентомъ багажному прикащику подъ росписку въ книгѣ, удостовѣряющую, что съ такой то пристани принято на па- роходъ столько то мѣстъ разнаго товара. Но багажному прикащику нерѣдко бываетъ очень трудно разобраться среди массы многочисленныхъ грузовъ. Такія явленія бываютъ, напримѣръ, во время Нижегор. ярмарки и конца навигаціи. Слѣдствіемъ этого является путаница въ про- возѣ мѣстъ товара не на тѣ пристани, куда слѣдуетъ до- ставить грузъ. Но еще чаще путаница вызывается не нор- мальньши стоянками пароходовъ у пристаней. Обыкновенно капитаны, стараясь, въ погонѣ за пассажирами, прійти ь*ь другой пристани скорѣе парохода «другаго общества>, остав- шагося назади, чтобы забрать тамъ имѣющихся пассажировъ, обнаруживаютъ чрезмѣрную поспѣшность. При такихъ усло- віяхъ, багажному прикащику невозможно услѣдить за гру- зомъ. По поводу этого явленія прикащики иногда даже дѣ- лаютъ представленія въ «Главныя конторы» или «Правле- нія», на обязанности которыхъ лежитъ устранить означенную ненормальность; но «господа директора» остаются глухи и нѣмы къ заявленіямъ такой мелкой соіпки, какъ багажный прика- щикъ, и командиръ парохода остается всегда правъ. Съ своей стороны, кладчики обрушиваются нареканіями на ни въ чемъ неповиннаго агента пристани, обвиняя его въ халатномь образѣ дѣйствій... Чтобы избѣжать подобныхъ недоразумѣ- ній, необходимо вести строгую отчетность и контроль за не- достающими и излишними мѣстами товара главной кон- торѣ пароходства по всѣмъ агентствамъ и пристанямъ. Строго установленный контроль и отчетность потребу- ! ютъ лишь своевременныхъ свѣдѣній объ излишнихъ и недо- стающихъ мѣстахъ отъ агентовъ пристаней всего плеса. Форму подобныхъ свѣдѣній (см. ниже) мы и предлагаемъ вниманію читателя. Она уже была испытана на дѣлѣ въ од- номъ пароходномъ предпріятіи и дала успѣшный результатъ. При полученіи свѣдѣній отъ агентовъ, главная контора пароходства, съготовымъ матеріаломъ въ рукахъ, дѣлаетъ не- медленно распоряженіе объ отправкѣ того или другаго мѣста товара на пристань его назначенія, возвращая такимъ пу- темъ кладчикамъ ихъ собственность по принадлежноети. Форма вѣдомости объ излишнихъ и недостающихъ мѣстахъ товара составлена настолько просто и ясно, что не требуетъ, кажется, подробныхъ объясненій. Начиная отъ верховьевъ Волги и до ея впаденія въ Каспійское море, на всѣхъ болыпихъ пристаняхъ, у каждой пароходной фирмы имѣются запасы топлива, этого необходи- маго матеріала при движеніи пароходовъ. Въ прежнее время топливомъ единственно служили дрова. Впослѣдствіи, съ усо- вершенствованіемъ техники пароходнаго дѣла, главнымъ ма- теріаломъ стали служить нефтяные остатки. На обязанности агентовъ правленія возлагается расходо- ваніе этихъ предметовъ топлива. При громадной заготовкѣ топлива,—какъ, напримѣръ, заготовкѣ дровъ,—во многихъ пароходныхъ обществахъ состояли особыя лица —ревизоры и инспектора по дровяной операціи, которые контролировали расходованіе и заготовку топлива. Они завѣдывали всецѣло запасами топлива и лично от считывались передъ главной конторой по дровянной операціи. Слѣдствіемъ такихъ порядковъ являлось показываніе въ отчетахъ несуществующихъ покупокъ десятковъ сотенъ - пятериковъ, за которыя пароходному обіцеству прихо- дилось платить солидную сумму, а командиръ роспи- сывался въ пріемѣ несуществующаго топлива изъ лич- ной угодливости «дровяному божку». Со введеніемь ото-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2