Счетоводство, 1890, № 1-42

б) Вѣдомость пріобрѣтенныхъ въ теченіи мѣсяда матеріаловъ, съ подраздѣлевіемъ ихъ по складамъ, въ которые таковые посту- пи.іи , съ обозначевіемъ тѣхъ матеріаловъ, которые остались и не опіаченными къ отчетному числу. в) Вѣдомость изготовленныхъ въ собственныхъ мастерскихъ предметовъ съ указаніемъ дѣйствительной стоимости изготовленія каждаго предмета, отдѣльно по каждой мастерской, и мѣста хра- ненія изготовленныхъ предметовъ. г) Вѣдомость сданнаго въ склады дороги негоднаго и изъятаго изъ употребленія имущества, съ поименованіемъ складовъ и съ указаніемъ цѣнъ онаго. ПО РАСХОДУ. а) Общую вѣдомость израсходованныхъ въ теченіи отчетнаго мѣсяца матеріаювъ, составленную согіасно смѣтнымъ подраздѣ- іеніямъ, съ приюженіемъ вѣдомостей и документовъ каждой от- дѣіьной сіужбы и части объ израсходованныхъ ими матеріалахъ и съ точнымъ указаніемъ въ нихъ, кромѣ смѣтныхъ подраздѣле- ній, рода, количества, вѣса и мѣры матеріаловъ, рода сооруженія или предмета, на которые матеріалы израсходованы, каковыя ука- занія доіжны ввоінѣ согіасоваться съ техническими отчетами дорогъ о работахъ по экспіуатаціи. б) Общую вѣдомость отпущенныхъ на исполненіе заказовъ въ мастерскихъ дороги матеріаловъ, съ означеніемъ рода оныхъ и съ поименованіемъ мастерскихъ. в) Вѣдомость проданныхъ установленнымъ порядкомъ въ те- ченіи отчетнаго мѣсяца матеріаловъ съ указаніемъ предметовъ за которые деньги получены споіна или частью, и предметовъ, за которые деньги еще не поіучены. § 47 тѣхъ же иравилъ требуетъ представленія по обо- ротамъ инвентарнаго имущества по полугодично почти всѣ тѣ же отчетныя свѣдѣнія. Достаточно самаго поверхностнаго знакомства съ внутрен- нимъ механизмомъ счетоводства управленія желѣзныхъ до- рогъ, чтобы уяснить себѣ значеніе этихъ требованій. Во первыхъ, эти требованія, имѣющія, очевидно, цѣлью, глав- нымъ образомъ, приходорасходные обороты матеріальной службы, въ то же время захватываютъ стороны, лежащія да- іеко за предѣлами вѣдомства этой службы, и смѣшиваюті» воедино различныя счетныя функціи. Это настолько оче- видно, что не требуетъ никакихъ поясненій. Во вторыхъ, такъ какъ контролю предоставлено разсматривать во всякое время книги, счеты, документы и дѣлопроизводство въ управленіи, службахъ и у отдѣльныхъ агентовъ дороги, то, казалось бы, этимъ исключается уже необходимость ежемѣ- сячнаго составлепія сиеціально для контроля такихъ слож- ныхъ свѣдѣній. Въ третьихъ, позволимъ себѣ, на основаніи долголѣтняго опыта въ желѣзнодорожномъ счетоводствѣ, по- ложительно утверждать, что, для выполненія этихъ требо- ваній лишь въ той части, которая касается матеріальной службы, необходимо болѣе чѣмъ вдвое увеличить нормаль- ный составъ счетоводства этой службы. Требованія эти, насколько мы знакомы со счетоводствомъ двухъ казенныхъ желѣзныхъ дорогъ, не исполняются, и от- ступленіе это контроль благоразумно обходитъ молчаніемъ, въ виду явной невозможности исполнить эти требованія. Укажемъ, между прочимъ, что относительно матеріальной отчетности въ проектѣ «главныхъ основаній счетоводства желѣзныхъ дорогъ», выработанныхъ коммиссіею д. с. с. Глушинскаго, требованія значительно мягче; тѣмъ не менѣе, но отзывамъ многихъ дорогъ, примѣненіе ихъ крайне за- труднительно (по этому предмету въ такомъ же смыслѣ вы- сказалось особое мнѣніе представителей жел. дорогъ *). Эти требованія временныхъ правилъ о представленіи свѣдѣ- ній по матеріальной и имущественной отчетности имѣютъ для контроля одну хорошую сторону: ихъ удобно выдви- нуть, какъ резервъ, при содѣйствіи котораго легко выну- дить управленіе дороги къ уступкамъ въ другихъ вопросахъ. Въ этомъ отношеніи, онѣ незамѣнимы. Перейдемъ къ кредитамъ. Извѣстно, что въ общей государственной росписи, въ отдѣлѣ финансовой смѣты министерства путей сообщенія, кредиты на расходы эксплуатаціи казенныхъ желѣзныхъ дорогъ и на чрезвычайные по нимъ расходы составляютъ особые параграфы. Въ отношеніи распоряженія кредитами от- дѣльныхъ параграфовъ, кассовыя правила предписываютъ слѣдующее: Ст. 8 Правилъ о составленіи, разсмотрѣніи и исполненіи государственной росниси и пр. По главнымъ подраздѣленіямъ ( параірафамъ ) смѣтъ расходншхъ не допускается оъ теченіи всею смѣтнаго періода никакое передвиженіе, а потому суммы, назначенныя для рас- ходовъ по одному параграфу, не моіутъ бытъ обращаемъг на удовлетвореніе расходовъ по другому параірафу. Въ распоряженіи начальника дороги, въ каждое данное время, находится обыкновенно нѣсколько отдѣльныхъ пара- графовъ (кредитовъ), эксплуатаціонныхъ и чрезвычайныхъ; въ этомъ легко убѣдиться, заглянувъ въ любой отчетъ боль- шой казенной желѣзной дороги. Допустимъ, что мы имѣемъ даже только трипараграфа: эксплуатаціонный, одинъ чрезвы- чайный текущаго года и одинъ чрезвычайный прошлаго года (строительный). На средства перваго чрезвычайнаго пара- графа, положимъ, производится укладка запасныхъ путей, на средства другого—постройка дополнительныхъ жилыхъ до- мовъ на нѣкоторыхъ станціяхъ. Будетъ ли, при этомъ, воз- можность для управленія дороги буквально соблюдать требо- ваніе приведенной выше ст. 8 кассовыхъ правилъ? Это мы увидимъ изъ слѣдующаго. 1) Эксплуатаціонный кредитъ, кэкъ извѣстно, пред- назначается только на опредѣленныя статьи расхода, и управленіе дороги, по буквальному смыслу ст. 8, имѣетъ право, на средства этого параграфа, пополнять занасы магазина лиіпь въ размѣрахъ дѣйствительно произведен- ныхъ въ текущемъ году изъ этихъ запасовъ расходовъ. Всякое же оказавшееся на 1-е января слѣдующаго года увеличеніе или уменыненіе запасовъ магазина противу прошлаго года есть «употребленіе средствъ одного пара- графа на удовлетвореніе расходовъ по другому». Но оче- видно, что регулировать запасы магазиновъ съ матема тическою точностью нѣтъ возможности. Вопросъ этотъ, во- обще, для дорогъ весьма серьезенъ по другой причинѣ: стоитъ не въ мѣру увеличить запасъ магазиновъ и не хватитъ де- негъ на другія смѣтныя потребности; не смотря на это, *) Ло этому же предмету мы уже имѣли случаіі высказаться на страницахъ «Счетоводства» (№ 13 за 1889 г. <о проектѣ пра- вилъ желѣзнодорожнаго счетоводства»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2