Счетоводство, 1890, № 1-42
ходить оть одного способа къ другому, такъ какъ это да- вало бы возможность играть съ числами, смотря по со- стоянію дивиденда! Можно ли ставить на одномъ ряду съ погашеніемъ °/о на постоянный и оборотный капиталъ (въ погашеніе постояннаго капитала г. Дюбокъ зачисляетъ и продентъ на этотъ капиталъ)? Надъ этимъ вопросомъ также стоитъ задуматься. Если бырѣчь шла лишь о калъкуляціи своей стоимости, мы бы ничего не имѣли противъ причисленія заранѣе извѣстнаго процента на весь капиталъ, какъ оборотный такъ и основной; мало того, такое добавленіе мы даже считаемъ желательнымъ и совершенно правиль- нымъ. Это единственный способъ точно опредѣлить свою стоимость такого иродукта, добровольная или вынужден- ная продажа котораго ниже этой стоимости равносильна лишенію себя того дохода, который можно имѣть при иномъ солидномъ помѣщеніи капитала. Но слѣдуетъ ли вводить его въ запись? Повторяемъ, мыие исчерпываемъ всѣхъ вонросовъ, вы- вызываемыхъ статьею проф. Дюбока, а только намѣчаемъ нѣсколько изъ нихъ. Ояшдаемый нами обмѣнъ мыслей, вѣ- роятно, выяснитъ этотъ предметъ обстоятельно и много- сторонне. ------- ВТОРАЯЛЕКЦІЯЛ. Н. НИССЕЛОВИЧА. Въ своей второй лекціи, состоявшейся 14 марта, Л. Н. Нисселовичъ перешелъ отъ исторіи вексельнаго института заграницей къ происхожденію и развитію векселя въ на- шемъ отечествѣ. Вексель въ своемъ настоящемъ видѣ проникъ къ намъ изъ Германіи. Но сама идея векселя, по мнѣнію лектора, не была чужда русскому народу еще издревле. Первый русскій писатель по вексельному праву въ концѣ прошлаго столѣтія проф. Динтимъ говоритъ, что «Россійское вексель- ное право, сперва на одномъ обыкновеніи основанное, есть столькожъ древнее, сколько и у другихъ народовъ, ибо гдѣ купечества процвѣтали, тамъ и право вексельное въ силѣ находилось». Знаменитый историкъ Соловьевъ видитъ слѣды векселя въ, такъ называемой, кабалѣ. Насколько эта до- гадка правдоподобна, трудно съ точностью опредѣлить. Из- вѣстно только, что кабала представляла собой документъ, свидѣтельствовавшій о займѣ денегъ; кабала могла быть писана и на предъявителя и, въ этомъ ѳтношеніи, пред- ставляла преимущество даже передъ современнымъ векселемъ, въ отношеніи болѣе легкой передаваемости. Относительно формы кабалы есть намекъ въ разсказѣ лѣтописца о томъ, что въ концѣ 14-го столѣтія посланцы Дмитрія Донскаго, ѣздившіе въ Кенстантинополь по дѣлу о поставленіи Митяя въ митрополиты, написали кабалу на <бѣлыхъ хартіяхъ>, выданныхъ за великою печатью князя, и по ней заняли денегъ въ ростъ у итальянскихъ и восточныхъ купцовъ, чтобы было изъ чего раздать подарки (бакпшшъ). Въ «бѣлой хартіи» есть основаніе видѣть гербовую бумагу. Но какъ бы то ни было не подлежитъ никакому солнѣ- нію, что векселъ, въ современномъ смыслѣ, и самое назва- ніе его заимствованы нами изъ Германіи въ царствованіе Петра II. Великій преобразователь Россіи, учредившій у насъ. первую биржу, въ заботахъ о «разрозненной храминѣ>—рус- скомъ купечествѣ—зналъ о существованіи векселя; но не навязывалъ его насильственно «купецкимъ людямъ» подобно' тому, какъ онъ предписалъ «приневолить купцовъ придти на биржу». Сами же купцы не проявляли особой охоты къ. векселямъ. Лишь впослѣдствіи правительство, сознавая но- лезность вексельнаго института рѣшило ввести его и у насъ. 16-го мая 1729 г. былъ изданъ первый «уставъо век- селяхъ» (на русскомъ и нѣмецкомъ языкѣ). По догадкѣ од- нихъ, уставъ былъ заказанъ правительствомъ одному Лейп- цигскому ученому, а по мнѣнію другихъ онъ былъ сочиненъ Остерманомъ. Мотивы правительства изложены въ введеніи къ уставу о векселяхъ 1729 г. въ слѣдующихъ выраженіяхъ: «вексельный уставъ сочиненъ и выданъ вновь ради того, что въ Европейскихъ областяхъ вымышлено вмѣсто перевозу денегъ изъ города въ городъ, а особо изъ одного владѣнія. въ другое, деньги переводить черезъ письма, названныя век- селями, которыя отъ одного къ другому даются или посылаются итакъ дѣйствительны есть, что почитаются наипаче заим- наго письма, и пріемлются такъ, какъ наличныя деньги; а за неплатежъ штрафуются многими предъ займомъ излиш- ними процентами, ибо изъ того пользы происходятъ слѣ- дующія: 1) отъ перевозу деньгами расходу освобождаются; 2) опасности путевой нѣтъ; 3) торгующіе векселями (т. е. банкцры) прибытки получаютъ; 4) сами кладѣюіціе государи въ публичныхъ своихъ негоціяхъ изъ того видятъ нользу и способность, когда понадобятся въ чужихъ краяхъ. деньги, то черезъ вексели получаютъ. Генерально усмотрѣно, что сей наилучшій способъ есть, дабы изъ государства се- ребро и золото не вывозили, также всему регулярному ку* печеству безъ векселей обойтись не можно». Въ этихъ немногихъ словахъ содержится цѣлая теорія векселя. Но здѣсь все говорится исключительно о перевод - ншъ векселяхъ; о простомъ же векселѣ упоминается вскользь, да и то лишь въ приложенныхъ къ уставу образ- цахъ ( формулярахъ ), признанныхъ обязателъными для вексельныхъ сдѣлокъ. Между тѣмъ, на дѣлѣ только простой векселъ у насъ. и привился. Уставъ 1729 г. оставался въ силѣ, пока натпиторговые обороты, въ особенности съ западноевропейскими домами, не были особенно обширны. Но въ 1832 г. появился новый «уставъ о векселяхъ», дѣйствующій до сихъ поръ (изданіе 1887 г. не есть новый законодательный актъ, а лишь ко- дификаціонная работа). Новый уставъ, редактированный подъ вліяніемъ моднаго въ’то время образца—Сойе <Іе С о т те г с е— все вниманіе посвящалъ простому 'векселю, распространяя на него всѣ постановленія устава 1729 г. относительно переводныхъ векселей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2