Счетоводство, 1890, № 1-42
дующаго этииъ торговьшъ домомъ, такимъ образомъ является настоятельная необходиноетъ найти причину этой чрезмѣрно- сти общихъ расходовъ, чтобы по возможности скорѣе устра- нить ихъ. Не наше дѣло указать здѣсь въ точности, какіе общіе расходы могли бы быть сокраіцены; замѣтимъ лишь, что расходы на личный составъ, на освѣщеніе, на публикаціи, на разъѣзды, на доставку товаровъ на домъ и пр. должны быть предметомъ самой тщательной провѣрки. Такъ какъ мы упомянули о торговлѣ модными товарами, то да будетъ намъ позволено бросить взглядь на нѣкоторые болыніе магазины, имѣющіе претензіи на дешевизну, въ дѣйствительности шнимую. Подъ предлогомъ продажи самыхъ модныхъ товаровъ, нѣкоторые магазины, значеніе которыхъ представляется намъ сильно преувеличеннымъ, сами себя величаютъ: одни— «са- мыми обширнымъ въ мірѣ», другіе — «самыми большими въ Парижѣ» и т. д., и всѣ они претендуютъ на продажу дешевле, чѣмъ гдѣ бы то ни было,т. е. дешевле, чѣмъ про- даютъ спеціальные торговые дома. Эти болыпіе магазины превратились въ настоящіе базары, въ которыхъ собраны и лежатъ рядомъ самые разнородные товары; происходитъ ка- кое то нелѣпое смѣшеніе самыхъ несовмѣстимыхъ предме- товъ. Здѣсь, кромѣ собственно модныхъ товаровъ, можно найти еще множество другихъ, какъ, напримѣръ, зонтиковъ, вѣеровъ, произведеній левантинскихъ, китайскихъ и япон- скихъ, парфюмернаго, шляпнаго, краснаго товара, драгоцѣн- ныхъ камней, часовъ, мебели, ковровъ и пр. Все это не имѣло бы еще особаго значенія, еслибы столь хваленая де- шевизна существовала на дѣлѣ и заставляла предпочи- тать эти базары слеціальнымъ магазинамъ. Но, къ сожалѣ- нію, мы видимъ нѣчто совершенно противуположное. Да и дѣй- ствительно громадные накладные расходы по содержа- нію этпхъ магазиновъ-базаровъ не позволяютъ хозяевамъ послѣднихъ продавать свой товаръ но дѣйствительно деше- вой цѣнѣ, въ особенности же по такой дешевой цѣнѣ, но какой могутъ продавать ихъ болыніе же магазины, но бо- лѣе спеціальнаго характера, на которыхъ очень тяжело отзывается конкурренція этихъ базаровъ, вошедшихъ въ моду и привлекающнхъ публику блескомъ внѣшней обстановки. Мы утверждаемъ и будемъ это утверждать до тѣхъ поръ, пока намъ не докажутъ противное, что эти большіе магазины не только не могутъ продавать дешевле, чѣмъ ма- газины спеціальные, но что даже они не въ состояніи про- давать по одинаковой съ ними цѣнѣ, въ виду громадности накладныхъ расходовъ. Мы утверждаемъ, что или они про- даютъ по той же цѣнѣ, какъ и другіе магазины, к тогда избытокъ накладныхъ расходовъ поглоіцаетъ весь ихъ ба- рышъ или часть его; или же имъ приходится продавать до- роже для покрытія этихъ расходовъ; если же они дѣйстви- тельно продаютъ товаръ свой дешевле, то барыши ихъ естественно должны сводиться къ нулю. Мы ограничиваемся этими немногими замѣчаніями отно- сительно этихъ крупныхъ предпріятій, хотя стоило бы по- говорить объ ихъ достоинствахъ и недостаткахъ, съ точки зрѣнія интересовъ какъ хозяевъ ихъ, такъ и покупателей *). Заішсь общихъ расходовъ. Мы не войдемъ въ подробности о записи. Совѣтуемъ лишь въ общій счетъ общихъ расходовъ заносить общіе расходы постоянные и открывать отдѣльные счеты для общихъ расходовъ неопредѣленныхъ. При заключеніи книгъ, слѣдуетъ эти отдѣльные счета заключить общимъ сче- томъ общихъ расходовъ, а этотъ счетъ слѣдуетъ заклю- чить не счетомъ убытковъ и приОылей, а счетомъ товаровъ, цроизводства и т. п., такъ какъ весьма важно обратить вниманіе предпринимателя и выдѣлить болѣе чистую нри- быль отъ коммерческихъ операцій, чѣмъ валовую прибыль, которая всегда обманчива. р т ъ р е д а к ц і и . Помѣщеніемъ статьи объ общихъ расходахъ мы имѣли въ виду вызвать обмѣнъ мыслей но одному изъ весьма существенныхъ вопросовъ счетоводства, а именно: ио оиредѣленію своей стоимости въ нромышленномъ дѣлѣ. Насъ не столько занимаетъ вопросъ о томъ, насколько авторъ съ честью справился съ своей задачей, сколько тотъ толчекъ, который можетъ дать этому важному и совершенно замалчиваемому вопросу открытое обсужденіе его. Мы съ своей стороны сдѣлаемъ всевозможное для выясненія его, приведемъ авторитетные взгляды загра- ничныхъ знатоковъ счетоводства, но наше горячее же- ланіе это заставить призадуматься надъ нимъ и нашихъ бухгалтеровъ, нобудить ихъ ради общей нользы выска- заться и выслушать мнѣнія другихъ. Пора понять, что счетоводство — не механическая запись статей; это не искусство лишь книговеденія, а разумное пониманіе пред- пріятія и всѣхъ его условій. Г. Леотэ, извѣстный знатокъ счетоводства во Фран- ціи, пользующійся выдаюіцеюся славой какъ авторъ цѣ- лаго ряда замѣчательныхъ трудовъ и статей («Противъ рутипы и посредственности», по попуіяризаціи счетовод- ства и т. д.), совѣтуетъ всѣмъ счетоводамъ и предпри- нимателямъ познакомиться съ этимъ изслѣдованіемъ Дю- бока объ общихъ расходахъ. «Одинъ весьма почтенный депутатъ, говоритъ онъ, высказался при обсужденіи таможенныхъ вопросовъ, что большинство предпринимателей не въ состояніи установить стоимость себѣ своихъ продуктовъ. Это утвержденіе, на первый взглядъ, кажется парадоксомъ. Но, къ несчастью, этотъ парадоксъ— истина. Между элементами, изъ кото- рыхъ слагается своя стоимость продукта или продажная цѣна предметовъ, перепродаваемыхъ тѣми многочислен- *) Отъ ред. Ср. ст. Проф. И. Т. Тарасова. «Болыпіе мага- зины и борьба съ ними во Франдіи и въ Германіи». Счетовод- ство, 1889 г. №№ 35 и 36.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2