Счетоводство, 1890, № 1-42

Мыслящій человѣкъ, при видѣ неустанной и никогда не прекращающейся дѣятельности человѣка, невольно чувству- етъ влеченіе найти основную ея движущую силу, руково- дящія побужденія и неизмѣнный стимулъ. Но на этомъ поп- рищѣ изысканія не должны вдаваться въ метафизическія дебри. Поверхностнаго взгляда достаточно, чтобы понять, что всякая человѣческая дѣятельность является результатомъ желанія обладать тѣмъ, чего намъ недоетаетъ, или пріоб- рѣсть то, въ чемъ мы нуждаемся. Отсюда— понятіе потреб- ности. Вотъ истинный источникъ всякой производительной дѣятельности, которая на разныхъ стуиеняхъ развитія со- вершенствуется и прогрессируетъ. Поэтому, довольно без- ошпбочно можно утверждать, что нужда является источникомъ прогресса. Стремленіе къ удовлетворенію многочисленныхъ желаній и приводитъ человѣка къ перепутью, гдѣ ему приходится вы- бирать между непріятностью труда и неііріятностью лишеній. Не подлежитъ сомнѣнію, что, ири наличности лишеній, иро- стой инстинктъ и разумъ заставятъ человѣка предпочесть трудъ: это—удѣлъ человѣчества, символъ его существованія. Работать—значитъ прилагать усилія къ доетиженію по- лезной цѣли: тотъ, кто обработалъ кусокъ желѣза ипревра- тм ъ его въ плугъ, нолучилъ такимъ образомъ продуктъ, который онъ можетъ или обмѣнять на другой продуктъ, или же самъ пустить въ дѣло: вотъ уже рядъ явленій, имѣю- щихъ экономическій характеръ и составляющихъ прямой объектъ экономической науки. Для человѣка измѣнять значитъ творить: путемъ измѣ- неній онъ создаетъ изъ неска и соды стекло, изъ желѣза— сталь, изъ камней—зданіе. Все это—подезныя измѣненія, ведуіція къ производству богатствъ. Основы всѣхъ этихъ нроявленій человѣческой дѣятежь- ности независимы отъ каприза или произвола человѣка: онѣ являются прямою необходимостыо, безъ нихъ были бы не- мыслимы никакія экономическія явленія. Сама исторія до- казываетъ намъ, что, нарушая эти основы, человѣческія общества- уклоняются отъ нормальныхъ своихъ цѣлей. Разсматривая картину человѣческой дѣятельности, мы неизбѣжно приходимъ къ убѣжденію, что условія ея жизнен- ности и развитія кроются въ свободѣ, въ личной отвѣт- ственности, въ общественности и въ способности совершен- ствоваться. Мы говоримъ «свободѣ»—потому что она является свѣточемъ для моральной дѣятельности человѣка; «личной отвѣтственности»—иотому что дѣйствовать значитъ созна- вать то, что сдѣлано, и заранѣе согласиться на всѣ послѣд- ствія этой дѣятелыюсти; «обіцественности»—потому что изолированный человѣкъ является простой, призрачной абстракціей; «способности совершенствоваться»—потому что трудно найти предѣлы удовлетворенію потребностей. Если мы разсмотримъ потребности съ этой точки зрѣнія и за основаніе ихъ классификаціи примемъ опредѣленные нринцины,—то тотчасъ же обнаружится, что потребности бы- ваютъ абсолютныя и относителыіыя, насущныя и второсте- пенныя, отрицательныя и положительныя, всеобщія, коллек- тивныя и личныя, постоянныя и періодическія, обыкновенныя и чрезвычайныя, общественныя и частныя; обнаружится также, что невозможно обозначить конечный предѣлъ на- шихъ потребностей и стремленій, что въ этой области проис- ходитъ безконечный рядъ превращеній и измѣненій, остав- ляющнхъ открытое поле для новыхъ трудовъ, направлен- ныхъ къ удовлетворенію новыхъ потребностей, такъ какъ то, что вчера было достаточно, сегодня является уже недо- статочнымъ. Если мы будемъ удовлетворять наши потребности по- мощью богатствъ, т. е. посредствомъ способнаго къ пере- движенію имущества, и помогать другъ другу обмѣнивать произведенія, служащія для удовлетворенія обоюдныхъ по- требностей;—то ничто не можетъ препятствовать этому обмѣну до тѣхъ поръ, пока мы его осуществляемъ съобщаго согласія и пока іы его совершаемъ съ сознаніемъ, что при этомъ не нарушаются ничьи права, такъ какъ продуктъ, будучи нлодомъ нашего труда и нося печать нашихъ жертвъ, составляетъ нащу собственность. И именно въ этой возмож- ности обмѣна между производителями коренится началоправа собственности, которое нѣкоторые неправильно выводятъ изъ положительныхъ законовъ. Между человѣкомъ и внѣшнимъ міромъ существуетъ троякаго рода связь—физическая, нрав- ственная и умственная. Благодаря этой связи, онъ овладѣ- ваетъ веществомъ и силами, познаетъ ихъ полезность, видо- измѣняетъ и направляетъ ихъ къ собственной своей пользѣ. Примѣненіе труда и напряженіе силъ служатъ источникомъ неоспоримаго права человѣка,—права собственности, един- ственнымъ основаніемъ котораго является трудъ. Мы говорили уже выше, что трудъ — это своего рода тягость, которую не имѣло бы смысла нести (недаромъ фи- лософы называютъ человѣка мыслящимъ животнымъ), еслибы цѣль не оправдывала средствъ. Жертву можно приносить для того, чтобы получить какую-нибудь выгоду въ настоящемъ или въ будущемъ; богатства производятся для удовлетворе- нія непосредствеиныхъ нуждъ, или въ виду будущихъ по- требностей, или для примѣненія ихъ къ другимъ послѣдова- тельнымъ производствамъ, или, наконецъ, для накопленія ихъ, въ видахъ пользованія плодами предъидущихъ трудовъ: вотъ цѣль человѣка, стремящагося помощыо добытыхъ имъ бо- гатствъ составить себѣ состояніе. Но было бы безразсудно составлять себѣ состояніе, не умѣя сохранить и улучшить его, другими словами, не по- заботившись объ умѣломъ распоряженіи имъ, въ видахъ уве- личенія его производителыюсти. Отсюда рядъ правилъ, соеди- ненныхъ общею логической связью и образующихъ разныя науки соціальнаго порядка. Мы разумѣемъ здѣсь полити- ческую экономію, нраво и счетоводство. Во з н и к н о в е н і е , о б р а ще н і е б о г а т с т в ъ , р а с - п р е д ѣ л е н і е и х ъ м е ж д у п р о и з в о д и т е л я м и и, на- к о н е ц ъ , п о т р е б л е н і е ихъ—таковы явленія, которыя со- ставляютъ предметъ политической экономіи. Длятого, чтобъ эти явленія совершадись съ должной правильностью, необхо- димо о б е з п е ч и т ь к аждому п р и н а д л е ж а щ і й ему п о и р а в у к р у г ъ д ѣ й с т в і й , т а к ъ ч т о б ы д ѣ я - т е л ь н о с т ь одного не я в л я л а с ь п о мѣ х о й р а з-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2