Счетоводство, 1890, № 1-42
ясняется общеизвѣстный фактъ крайней неполноты всѣхъ акціонерныхъ уставовъ во всемъ, что касается ревизіи и от- вѣтственности за неправильныя дѣйствія, составляющей одну изъ главныхъ причинъ крупныхъ злоупотребленій въ акціо- нерноиъ дѣлѣ, жертвою которыхъ было русское общество въ теченіи послѣднихъ лѣтъ. Правительство, по временамъ, со- знавало потребность принимать противъ этого серьезныя мѣры и дѣлало даже нѣкоторыя попытки усилить надзоръ за акціонерными предпріятіями и увеличить отвѣтственность за неправильныя дѣйствія должностныхъ лицъ, но попытки эти были крайне нерЬшительны и неопредѣленны и остава- лись лишь въ нроектѣ и не доводились до конца. Тѣмъ не менѣе, практика акціонернаго дѣла не только у насъ въ Рос- сіи, но и въ западной Европѣ, дала обширныя указанія на то, что въ такомъ положеніи долыпе это дбло оставаться не можетъ и что настаетъ крайняя надобность въ серьезной ре формѣ акціонернаго законодательства, преимущественно въ двухъ отношеніяхъ—въ организаціи самаго дѣла на болѣе разумныхъ и практическихъ основаніяхъ и въ установленіи болыпихъ гарантій отъ возможныхъ злоупотребленій акціо- нерныхъ дѣятелей, что отчасти достигаетея усиленіемъ от- вѣтственности за неправильныя дѣйствія въ связи съ болѣе цѣлесообразной квалификаціей дѣяній, подлежащихъ уголов- ному преслѣдованію. И та и другая изъ намѣченныхъ за- дачъ занимаетъ правительство въ настоящее время какъ у насъ, такъ и въ западной Европѣ, преимущественно въ Гер- маніи, Бельгіи и Австро-Венгріи, еъ тою только весьма су- іцественною разницею, что въ западно-европейскихъ государ- ствахъ обѣ эти задачи стремятся разрѣшить совмѣстно, въ полномъ соотвѣтствіи между собою, а у насъ задачиэтисо- вершенно раздѣлены и разработываются различными учреж- деніями (министерствомъ финансовъ съ одной стороны и ми- нистерствомъ юстиціи совмѣстно съ кодификаціоннымъ от- дѣломъ съ другой), безъ достаточной необходимой связи между ними. Тогда какъ германское законодательство выра- ботало первоначально нормальный акціонерный уставъ, зна- чительно реформировавшій организацію акціонернаго дѣла, и въ связи уже съ этимъ усилило уголовную отвѣтственность за недобросовѣстныя дѣйствія акціонерныхъ дѣятелей, у насъ занялись прежде усиленіемъ наказаній за неправильныя дѣйствія, не дожидаясь реформы самой организаціи дѣла, отъ которой находится въ прямой зависимости квалификація уго- ловныхъ дѣяній, если не всѣхъ, то, по крайней мѣрѣ, зна- чительной части ихъ. Всѣмъ извѣстно, что министерство финансовъ давно уже занимается разработкой нормальнаго акціонернаго устава, но никому неизвѣстно, когда эта ра- бота будетъ доведена до конца. Единственнымъ результа- томъ этого рода дѣятельпости министерства финансовъ оста- ются пока нормальное положеніе о городскихъ обществен- ныхъ банкахъ и нѣчто вродѣ нормальнаго положенія о част- ныхъ коммерческихъ банкахъ краткосрочнаго кредита для вновь учреждаемыхъ банковъ этого рода, далеко не разрѣ- шающее всѣхъ вопросовъ и недоразумѣній, возникающихъ изъ неудовлетворительнаго положенія у насъ аиціонернаго дѣла. Всего вышеизложеннаго не слѣдуетъ упускать изъ виду при обсужденіи Проекта новаго уложенія въ той его части, которая касается злоупотребленій въ сферѣ акціонернаго дѣла, и первое положеніе, которое необходимо категорически высказаіь, заключается въ томъ, что никакой цѣлесообразно и правильно построенный карательный законъ не можетъ быть установленъ впредь до выработки новаго акціонернаго устава или, по крайней мѣрѣ, кореннаго исправленія недо- статковъ дѣйствующихъ уставовъ по вонросамъ о правѣ акціонеровъ пользоваться голосами въ общихъ собраніяхъ проиорціонально количеству владѣемыхъ каждымъ акцій, объ организаціи общихъ собраній и опредѣленіи отношеній ихъ къ правленію, о болѣе точномъ опредѣленіи правъ и обя- занностей правленій обществъ и организаціи надзора за ними акціонеровъ, съ одной стороны, и правительства, съдругой. Отъ разрѣшенія этихъ вопросовъ будетъ находиться въ пря- мой зависимости та или другая квалификація акціонерныхъ злоупотребленій, а потому, при настоящемъ положеніи этого дѣла, и той или другой редакціи, по крайней мѣрѣ, нѣко- торыхъ статей карательнаго закона можно говорить только условно въ предположеніи, что прежде введенія въ дѣйствіе новаго уголовнаго закона будутъ сдѣланы необходимыя ис- правленія въ самыхъ акціонерныхъ уставахъ. (Продолженіе слѣдуетъ). смъсь Столѣтняя годовщина французской революдіи нода.іа поводъ французскимъ статистикамъ къ интересной иараллели между раз- ными стороиами и явленіями жизни въ оба крайніе момента этого столѣтія. Разница ко.тоссаіыіая и, притомъ, въ пользу прогресса лсизни франдузскаго народа. ІІриводимъ рядъ такихъ сопоста- вленій. въ 1789 г. въ 1889 г. въ милліон. фр. въ мил. фр. Общіе государств. доходы . . . . . . 691 3,011 Поземельная собственность. . . . . . 300 80,000 Взносы въ сберегат. кассахъ. 2,500 Вексельный оборотъ.................. . . . . 503 9,000 Государственное имущество . . . . .5 0 0 0 35,000 Стоимость ввоза. . . . . 576 5,116 Стоимость вывоза...................... 4,245 Народонаселеніе Франціи . . 36 Народонаселеніе Парижа. . . . . . . 0, 6 2,35 * * Общая длина всѣхъ телеграфныхъ линій на земномъ шарѣ по статистическимъ даннымъ достигла къ конду 1888 г. количе- ства 1.213,084 километра. Изъ этого числа приходится на Европу 560,073 километра, а на Америку 472,328 километра. Изъ европейскихъ государствъ самую длинную телеграфную сѣть имѣетъ Россія, а именно 116,792 киюметра (=109 ,480 вер- стамъ=15,640 милямъ), затѣмъ слѣдуютъ Франдія съ 96,482 ки- лометрами, Германія съ 89,197 километрами и Австрія съ 60,582 ки.іометрами. * * * Др. Гибнеръ въ Бреславлѣ и Р. Буссе въ Швейднидѣ изо- брѣ.ти новое предохранительное средство для несгараемыхъ шка- фовъ. Средство это основано на томъ принципѣ, что засовы желѣзныхъ шкафовъ приводятся въ движеніе не ключемъ, а электричествомъ. Въ одно какое нибудь мѣсто кассы вставляютъ е л ю ч ъ , который можетъ имѣть самыя разнообразныя и слож- ныя формы. Назначеніе ключа состоитъ единственно въ томъ, чтобы замыкать электрическій токъ, который и приводитъ въ движеніе засовы. Засовы сами по себѣ могутъ быть прикрѣплены ' въ такихъ мѣстахъ, чтобы снаружи ихъ абсолютно не могли за- мѣтить. Система эта можетъ быть видоизмѣнена различнымъ об- разомъ, примѣрно, такимъ образомъ, чтобы способъ запиранія могъ быть на случай потери ключа по желанію измѣненъ или чтобы можно было въ разныхъ мѣстахъ вставлять ключи для сообщенія съ системою электрическихъ проводовъ въ шкафу и чтобы шкафы подобнымъ образомъ могли быть открываемы нѣ- сколькими личностями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2