Счетоводство, 1890, № 1-42
г) тяги и подвишнаго состава; д) магазиновъ и складовъ и е) контроля сборовъ. 5. Ознакоміеніе съ формами веденія и представленія отче- товъ дорожныхъ мастеровъ и смотрителей зданій. 6. Ознакомленіе съ формами веденія и представленія отчетности паровозныхъ машинистовъ. Іірактическія занятія. Составленіе суточныхъ и періодическихъ спеціальныхъ и общихъ рапортовъ и отчетовъ по всѣмъ работамъ и дѣя- тельности дорожныхъ мастеровъ, смотрителей зданій и ма- шинистовъ. Пояснительная записка къ программѣ по желѣзнодорожному счетоводству. При состав.теніи руководства по желѣзнодорожному счетовод- ству, авторъ долженъ принять во вииманіе кавъ степень разви- тія, такъ и будущее предназпаченіе учениковъ желѣзнодорожныхъ учиіищъ. Поэтому, знакомя ихъ со всѣми терминами, формами и пріе- мами, кои соприкасаются съ дѣятельностью и обязанностями до- рожныхъ мастеровъ и паровозныхъ машинистовъ, составитель ру- ководства долженъ преподать только главныя принципіальныя основанія желѣзнодорожнаго счетоводства. Вслѣдствіе несуществованія до настоящаго времени однообразія веденія счетоводства на желѣзныхъ дорогахъ, въ руководствѣ должна быть изложена только характеристика по существу формъ и пріемовъ счетоводства, такъ какъ ато уже будетъ дѣло препо- давателя, въ своихъ объясненіяхъ примѣнять тѣ формы и пріемы, которые приняты и утверждены для той желѣзной дороги, при которой состоитъ данное училище. Сообщая ученикамъ, по пункту 1-му программы, понятіе о простомъ и двойномъ счетоводствѣ, авторъ руководства долженъ познакомить ихъ съ главными (простѣйшими) техническими тер- минами, употребляемыми въ счетоводствѣ вообще, указать основ- ныя правила веденія и заключенія главной и другихъ книгъ, составленіе баланса и выяснить значеніе учетовъ и списанія со счетовъ. ІІо пункту 2-му, излагая особенности желѣзнодорожнаго сче- товодства, авторъ долженъ главнымъ образомъ выяснить различіе между счетоводствами коммерческимъ и желѣзнодорожнымъ. По пункту 3-му, на обязанности автора лежитъ ознакомить въ общихъ чертахъ—со значеніемъ общей годовой смѣты (бюджета), смѣтныхъ и сверхсмѣтныхъ кредитовъ, строительной, эксплоата- ціонной и другихъ наименованій смѣтъ и распредѣленіями по онымъ, съ денежною, матеріальною и техническою отчетностью и способомъ веденія ея; ознакомить со значеніемъ погашенія, отчис- ленія и перечисленія, объяснить разсчеты: пудоверстный, осе- верстный, паровозо-и поѣздоверстные и ознакомить со значеніемъ фактическаго и обыкновеннаго контроля. По пункту 4-му, характеризуя основанія счетоводства по службамъ, авторъ не долженъ входить въ разборъ формъ и пріе- мовъ каждой отдѣльной службы, а ограничиться лишь указаніемъ цѣли и, въ общихъ чертахъ, способа достиженія правиіьности счетоводства по каждой. По пункту 5-му, авторъ руководства знакомитъ съ вѣдомо- отями распредѣленій по ремонту и со смѣтами расходовъ, а также съ денежными и матеріальными смѣтами для текущихъ и капи- тальныхъ ремонтовъ по службѣ пути, а также съ книгами зака- зовъ, матеріальной и кассовой, съ табелями, фактурами, наря- дами, платежными и разсчетными листами, накладными и т. п. По пункту б-му, авторъ руководства, ознакомя съ общими основаніями счетоводства службы, обращаетъ главное вниманіе на ознакомленіе съ формами журнаювъ по движенію поѣздовъ, путеваго и по прибытію и отбытію поѣздовъ; книгъ нарядовъ и маршрутовъ поѣздной прислуги, съ учетами работъ по мастер- свимъ (цехамъ), съ учетами премій за сбереженіе въ топливѣ и смазкѣ подвижнаго состава и съ отчетностью по дѣйствію водо- качекъ. По пунктамъ 5 и 6-му, излагая спеціальное счетоводство службы пути и тяги, авторъ можетъ принять за основаніе правила и инструкціи управленія казенныхъ желѣзныхъ дорогъ или одного изъ болыпихъ желѣзнодорожныхъ обществъ, и уже будетъ дѣло ііреподавателя, при своихъ объясненіяхъ ученикамъ даннаго же- лѣзнодорожнаго училища, дополнить или измѣнить тѣми прави- лами и инструкціями, которыя практикуются на соотвѣтствую- щей желѣзноп дорогѣ. ИЗЪ ОБЩЕСТВА для распространенія коммерческихъ знаній. Субботнія собранія, 17 и 24 февраля, въ Обществѣ для раснространенія коммерческихъ знаній были посвящены бесѣдѣ по вопросу: «о полезности, возможности и необходимости введенія узаконеннаго положенія о счетоводствѣ въ смыслѣ однообразія въоднородныхъпредпріятіяхъ». Съ содержаніемъ этихъ бесѣдъ мы познакомимъ читателя. Въ воскресенье, 18 февраля, въ томъ же Обществѣ открылись «;воскресные классы счетоводства>, а въ среду, 7-го марта, ІІрис. Пов. Л. М. Нисселовичъ начинаетъ рядъ лекцій «;ученіе о векселяхъ и ихъ обращеній». БОПРОСЫ и ОТБѢТЫ. В о п р о с ъ Ш2 4 . Контора имѣетъ скіадъ лѣсныхъ матеріа- ловъ на разстояніи почти одной версты отъ ближайшей станціи желѣзноп дороги; на протяженіи отъ склада до станціи имѣется желѣзнодорожная вѣтвь (собственность конторы) для доставки лѣсныхъ матеріаловъ на гіавную станцію. Подвижной составъ, т. е. вагоны, принадлежатъ желѣзной дорогѣ; за подачу ихъ на складъ подъ нагрузку желѣзная дорога взимаетъ установленную піату. На 1 января 1889 г., по книгамъ склада, упомянутая вѣтвь значилась по баіансу въ стоимости р. с. 5797 р . 30 к.; въ те- ченіи с. г. по книгамъ скіада имѣются сіѣдующія записи, ка- сающіяся вѣтви: а) Трата лѣсиаго матеріала на устройство ограж- денія вѣтви отъ наводненія, по случаю болыпаго разлитія р ѣ к и ............................................................... 79 р. к. б) Упіата рабочимъ по устройству огражденія . 12 > — » в) Уплата инспектору (правительственному) за надзоръ за вѣ твью ...................................................... 18 » » 2 ) Уплата управленію желѣзной дороги по счету за ремонтъ вѣтви.......................................................... 978 » > Р. С. 1087 р. - к. а) При ремонтѣ вѣтви вынуто изъ полотна и по- ступило въ наше распоряженіе: 23 рельсы браку, оцѣнены по 1 р. за пудъ, всего 230 пудъ. . 230 р. к. 63 шпалы браку, оцѣнены по 10 к.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2