Счетоводство, 1890, № 1-42
соединяется оно со знаніемъ пріемовъ бухгалтеріи и зако- новъ двойнаго счета. Послѣдствія этого весьма печальны. Сочетанія цифръ и счетовъ, излишне повторяясь десятки и сотни разъ, соз- даютъ неимовѣрную путанницу и на эту груду безполезно исписанныхъ книгъ и «тетрадей* убивается масса труда, времени и денегъ. Съ другой стороны, неудовлетворитедь- ная постановка счетоводства исключаетъ возможность упоря- доченія желѣзнодорожнаго хозяйства. Мы говорили уже, что важнѣйшею задачею руководителей желѣзнодорожныхъ пред- пріятій является цѣлесообразное сокращеніе расходовъ. Но существуетъ ли, при настоящемъ состояніи дорожной эксплоатаціи, возможность достигнуть разумнаго сокращенія и, притомъ, такъ, чтобы труды по упорядоченію счетовод- ства и хозяйства окупились выгодами сбереженій? Изъ ТИ таблицы статистическаго отдѣла Министерства Путей Сооб- щенія видно, что расходы эксплоатаціи всей рельсовой сѣти за десятилѣтіе съ 1878 по 1887 годъ простирались отъ 141— 152 милліоновъ рублей ежегодно и что въ расходахъ одного года, сравнительно съ ближайшимъ предъидущимъ, не замѣтно никакого систематическаго и послѣдовательнаго по- ниженія. Судя по этому, ни техническія усовершенствованія, ни развитіе раціональныхъ пріемовъ въ хозяйствѣ не подвинулись сколько нибудь замѣтно въ теченіе десятка лѣтъ. Обращаясь къ общепризнанному измѣрителю расходовъ, къ стоимости одной поѣздо-версты, мы и здѣсь получаемъ тотъ-же результатъ. Въ 1878 году стоимость одной поѣздо-версты для всѣхъ дорогъ опредѣлилась въ 1 р. 47 к., въ 1880 г. она под- нялась до 1 р. 63 к. и только въ 1887 году доходитъ до 1 р. 31 к. Но эти уменыпенія иадо отнести не къ удуч- шенію хозяйственныхъ пріемовъ, а къ развитію движенія. Въ самомъ дѣлѣ: данныя другой (V) таблицы указываютъ на громадное развитіе работы подвижнаго состава. Именно, въ 1887 году эта работа достигаетъ: числа поѣздовъ 918 тысячъ, и поѣздо -верстъ 110 милліоновъ; тогда какъ въ 1879 году *) она выражалась: числомъ поѣздовъ 603 тысячи, и поѣздо-верстъ 98 милліоновъ. А,какъ извѣстно, увеличеніе движенія уменьшаетъ стои- мость поѣздо-версты и наоборотъ. Но разсмотримъ величину расхода на поѣздо-версту по отдѣльнымъ линіямъ. Возьмемъ для этого на выдержку нѣ- сколько дорогъ казеннаго и частнаго управленія и эксплоа- таціи. Оказывается, что въ 1887 году общая сумма расхо- довъ на поѣздо-версту составляла: а) казеннаго управленія ддя Екатерикинской дороги 1 р. 38 к. » Харьк.-Николаевск. » 1 » 47 > б) частнаго управленія: для Грязе-Царицинской дороги 1 р. 29 к. » Лозово-Севастопольской > 1 * 57 » » Московско-Курской » 1 » 21 » » Московско-Рязанской » 1 » 25 » *) Въ табдяцѣ этихъ данныхъ д ія 1878 нѳ показано. Нѣтъ надобности дѣлать по этимъ цифрамъ какія-бы то ни-было заключенія о сравнительныхъ успѣхахъ хозяйства на той или другой изъ поименованныхъ дорогъ. При тща- тельномъ изслѣдованіи вопроса, эти данныя одинаково могутъ служить указаніемъ несоотвѣтственно высокихъ затратъ на эксплоатацію по каждой дорогѣ въ отдѣльности. Но для на- шей цѣли достаточно прійти къ выводу, что возможность сокращенія расходовъ, хотя бы до указаннаго т і п і т ш п а (1 р. 21 к.), дѣйствительно существуетъ. Примѣръ Московско-Курской желѣзной дороги убѣждаетъ насъ въ этомъ неотразимо. Между тѣмъ, такое уменыпеніе расходовъ, какъ мы видѣли выше, составитъ крупный раз- счетъ на казенныхъ и частныхъ желѣзныхъ дорогахъ. Не- слѣдуетъ забывать, что, при ежегодномъ пробѣгѣ поѣздами по всей рельсовой сѣти 110300 тысячъ верстъ, какъ въ 1887 г., каждая копѣйка, входящая въ сумму стоимости одной поѣз- до-версты, создаетъ капиталъ въ одинъ милліонъ сто три тысячи рублей, а каждый сбереженный гривенникъ, сдѣдова- тельно, даетъ общей экономіи казнѣ и акціонерамъ десятки милліоновъ ежегодно. А. В—въ. КОНКУРСЪ на желѣзнодорожное счетоводство. Учебнымъ Комитетомъ, состоящимъ при Учебномъ отдѣлѣ Мин. путей сообщенія, съ разрѣшенія господина Министра путей сообщенія, 16 октября 1889 г., назначено состязаніе для соисканія премій за лучшій учебникъ по желѣзнодорож- ному счетоводству для техническихъ ж. д. училищъ по про- граммѣ, утвержденной М. П. С. 4 іюля 1888 г. Подробныя правила состязанія интересующіеся найдутъ въ № 42 жур- нала М. П. С. отъ 24 октября 1889 г. Помѣщаемъ дишь самыя существенныя изъ этихъ правилъ вмѣстѣ съ про- граммою. За іучшій учебникъ назначены: одна зоютая меда.іь, дѣн- ностью въ 300 р., одна серебряная, дѣнностью въ 100 р. и одинъ почетный отзывъ Учебнаго Комитета. Крайній срокъ представіенія рукописеп Учебному Комитету назначается 1 марта 1892 года. Рукопись учебника, удостоенная высшей преміи, будетъ на- печатана на средства Учебнаго отдѣіа въ коіичествѣ 2400 экзем- піяровъ съ именемъ автора, который обязанъ снабжать оными жеіѣзнодорожныя учиіища по установіенной Учебнымъ отдѣюмъ дѣнѣ за каждый экземпіяръ. Программа по желѣзнодорожному счетоводству. 1. Краткое описаніе простаго и двойнаго счетоводства. 2. Желѣзнодорожное счетоводство и его особенности. 3. Ознакомленіе съ различнаго рода смѣтами и креди- тами, съ отчетомъ п контролемъ. 4. Общія основанія счетоводства по службамъ: а) пути и зданій; б) движенія; в) телеграфа;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2