Поцелуева Н.Г., В диалоге с Ломоносовым-2020

7 ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ: Размышление о судьбе русской поэзии XVIII века в современной школе Чем дальше по времени отстоит от нас культура, тем сложнее восприятие и труднее выстроить диалог. Далеко, непонятно, сложно, неинтересно, скучно… неакту- ально, несовременно. Не хочется вникать, разбираться. Кажется, что затраченное время и силы не будут вознаграждены, не будет оправдан вложенный труд. Что могут интересного поведать совре- менным детям эти поэты в париках, чьи даже точные облики не со- хранились? Усилие ради усилия? Попробуем вместе с детьми представить, что логика истори- ческого развития литературы некоторым образом как бы соответст- вует логике развития и взросления человека в ее этапах. Л. С. Вы- готский писал, что такие этапы проходятся «в двух планах. Сперва <…> между людьми как категория интерпсихическая, затем – внутри ребенка как категория интрапсихическая» 1 . Опираясь на концепцию Л. С. Выготского, В. И. Тюпа рассматривает два явле- ния: «история человеческой цивилизации (социальный филогенез) и становление индивидуальной личности (психологический онтоге- нез) в их взаимосоотнесенности» 2 . Это соотнесение позволяет ви- деть также и литературный процесс как развитие масштабной «лич- ности» – человеческого духа в его стадиях. А разве можно говорить о формировании личности без детства, без истоков, без корней? XVIII век – необходимый этап в изучении русской художест- венной литературы. Потому что с него она начинается. Именно он задаёт логику в дальнейшем развитии и понимании литературы как сложного, органичного, целостного процесса, имеющего свои зако- ны и пути развития. В каком бы классе ни приступили дети к знакомству с творче- ством первых русских поэтов, они должны чувствовать (не без по- мощи своего учителя), что где-то бьют первые чистые ключи, «на- 1 Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 145. 2 Тюпа В. И. Менталитетная компаративистика // Дискурсные формации. М., 2010. С. 22.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2