Поцелуева Н.Г., В диалоге с Ломоносовым-2020

Н. Г. ПОЦЕЛУЕВА 12 уроках данную роль может сыграть любой из команды. Также есть роль теоретиков , конспектирующих статьи и являющихся знатока- ми теории, есть роль практиков , которые читают стихи, анализи- руют, подбирают цитатный материал, аргументы для диспута, есть риторы, умеющие прочитать стихи, историки, находящие необхо- димые исторические факты , биографы, являющиеся специалистами по биографии поэта , социологи, проводящие опросы, анкетирова- ния , секретари, может понадобится и умение рисовать, то есть и художникам найдётся задание. Разные диспуты предполагают раз- ные роли! Чем разнообразнее и многообразнее работа в команде, тем интереснее и плодотворнее диспут. Символом командной работы для меня до сих пор является фотография, на которой пять учеников старательно рисуют что-то красивое одномоментно на одном ватмане. Эта фотография поме- щена на обложке. Дети сосредоточены, увлечены, заняты весь урок и очень заинтересованы в результате своей деятельности. При этом каждый делает важную часть общей работы. В заключение комментария хочу отметить некоторые важные аспекты организации уроков-диспутов: Во-первых , необходима подготовка учащихся к диспуту. Участники диспута выбирают сторону, на которой будут выступать, укрепляют свою позицию аргументами; читают, анализируют, ком- ментируют и, если необходимо, то заучивают стихи; конспектируют теоретические работы поэтов, основные положения реформ, отрыв- ки из монографий литературоведов и критиков о творчестве поэтов XVIII века; находят биографические сведения о поэтах и т.д. Во-вторых , временнОй формат дискуссии выбирается учите- лем в зависимости от напряжённости предстоящей работы. Дискус- сия может как длиться 15 минут, так и быть продолженной на сле- дующем занятии. И в-третьих , результат дискуссии должен быть подытожен, иметь законченный вид, даже если дискуссия осталась открытой (это тоже важный результат). Например, каждая из дискутирующих сторон письменно делает отчёт. Или ход дискуссии и выводы фик- сирует секретарь. Или свой вердикт, выслушав обе стороны, выне- сет аудитория или судья!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2